Техника - молодёжи 1988-07, страница 20

Техника - молодёжи 1988-07, страница 20

-эхо «тм»-

ТРИЗГ ЛРИЗ... КОМУ ПРИЗ!

В «ТМ» № to за 1987 год опубликована подборка материалов под названием «Наука изобретать». Мы, специалисты по теории решения изобретательских задай (ТРИЗ), согласны с журналом в том, что обучение изобретательству — дело государственной важности. Однако приходится отметить, что программа, о которой идет речь в журнале, с нашей точки зрения, не является оптимальной. Обучение методам изобретательского творчества на основе ТРИЗ в нашей стране ведется уже почти 20 лет, за это время накоплен большой опыт преподавания, отработаны программы курсов разного объема и для разного контингента слушателей, от ведущих специалистов предприятий в рамках институтов повышения квалификации до младших школьников. Разработаны и используются различные пособия и учебно-методические материалы. К сожалению, этот богатый опыт практически не был использован при составлении вышеупомятой программы, что снизило ее эффективность и привело к прямым ошибкам. Например, алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) одновременно отнесен и к логическим и к интуитивным методам, в

то время как он основан на практическом использовании объективных законов развития технических систем. Тот же АРИЗ, то ли по недостатку понимания, то ли умышленно, отрывается от ТРИЗ...

У редакции журнала и его читателей может возникнуть законный вопрос: а к чему все эти тонкости? Главное ведь в том, что нужно учить изобретательству! Для ответа на него воспользуемся аналогией: и метод доктора Г. А. Илизарова, и традиционные методы предназначены для лечения больных с переломами. Но последние приковывают их на долгие месяцы к постели, то есть к стационару, в то время как у Илизарова больные могут через несколько дней после операции уйти домой и продолжать лечение амбулатор-но, срок лечения значительно сокращается... Все дело в эффективности! Предлагаемая программа, с нашей точки зрения, эклектична, совмещает порой просто неработоспособные элементы с действительно полезными, причем время, отведенное на первые, раздуто в ущерб последним, в результате чего слушатели не обучаются изобретательству, а лишь поверхностно с ним знакомятся.

В спорах о преимуществах и недостатках той или иной программы, тех или иных методов давно пора перейти от слов к делу. Поэтому предлагаем:

1. Рассказать на страницах журнала о сути созданной в СССР теории решения изобретательских задач. Правда, нужно отметить, что в последнее время в печати довольно часто появляются некомпетентные, а то и просто неграмотные статьи о ТРИЗ. Поэтому мы считаем, что рассказать о ТРИЗ должен достаточно компетентный специалист, а лучше всего — автор теории Г. С. Альтшуллер.

2. Объявить в условиях полной гласности (а как еще иначе можно сегодня) открытый конкурс на разработку программ, учебников, учебно-методических пособий по курсу «Метод поиска новых технических решений».

3. Провести эксперимент по параллельному обучению методологии изобретательства двух или более групп слушателей в разных условиях:

а) по нашей программе — специалистами по ТРИЗ;

б) по программе Госкомизобретений — ее авторами

с обязательной оценкой конечного результата обучения независимой авторитетной комиссией путем решения конкретных изобретательских и рационализаторских задач по совершенствованию производства.

Надеемся, что журнал сочтет нужным и возможным опубликовать это

КОМНАТНЫЕ ГОРНЫЕ ЛЫЖИ

Все началось с того, что нам по сходной цене предложили полный комплект горнолыжного снаряжения. Мне уже за сорок, сыну 18 — и пара лыж на двоих. Благо, обувь носим одного размера.

Стали изучать литературу. Читаешь — вроде ясно, как кататься А встанешь на лыжи — и все делаешь не так. Чувствую, до пенсии скоростной спуск на горных лыжах не освою. И у сына энтузиазм пропал после того, как несколько раз пошел по склону кувырком.

Вот тут и возникла идея изготовить тренажер, на котором можно было бы тренироваться круглый год (да к тому же не на глазах у всех, а дома).

Первый образец получился тяжеловатым, однако проверить идею позволил. Надо сказать, к тому времени я, попотев сезон на склоне, выработал свой «стиль» — неуклюжий и корявый. А в эксперименте, как известно, важна чистота. Поэтому в качестве объекта исследования был выбран сын, который, кроме первого неудачного выхода, на лыжи практически не вставал.

В первый день он занимался на тренажере два часа. Отрабатывал загрузку-разгрузку лыж, вход-выход из поворота, другие приемы. Назавтра под моим наблюдением повторил комплекс, и мы отправились на гору.

Результаты превзошли все ожидания! Сын заскользил по склону как заправский горнолыжник. Значительно лучше меня — это было видно по следу, а самое главное — он чисто поворачивал на параллельных лыжах! На следующий день он съехал со всех горок, на которые раньше боялся смотреть. Трасса была сложной, но сын легко гасил скорость, не доводя ее до опасных пределов.

Я стал изучать патентную литературу, пытаясь найти аналоги нашему тренажеру. Оказалось, что в спортивных школах страны используют в основном тренажер, у которого лыжи особыми механическими шарнирами связаны с основанием. Поэтому отрабатывать повороты можно, как говорится, только с одной степенью свободы — относительно осей шарнирно-рычажного механизма. Но поворот лыж осуществляет не спортсмен, от которого требуется выполнение лишь упрощенных толчковых и разгрузочных движений, а... само устройство. Да и дозированная загрузка отдельных частей лыж, как и их закантовка, практически невозможна. Кроме того, спортс-

18