Техника - молодёжи 1988-07, страница 23

Техника - молодёжи 1988-07, страница 23

В других городах Сибири этого пока нет, но поиск новых форм ведется, я знаю, повсюду. В Иркутске, например, начинают создаваться хозрасчетные опытные предприятия, которые будут заниматься и производством, и внедрением. Например, в Институте геохимии организовано опытное производство детекторов для дозиметрической аппаратуры, за год их выпущено около 200 тыс. Штук, к ним уже проявили интерес зарубежные фирмы. В Институте органической химии налаживается выпуск биостимуляторов роста, о них также писал ваш журнал. Перечень этот можно продолжить.

А вообще к ломоносовскому пророчеству многие как-то попривыкли. Могущество будет прирастать лишь тогда, когда к Сибири будет соответствующее отношение — к ее природе, ресурсам, людям, что здесь работают и живут.

— К Сибири, нашему дому, мы относимся порой как пасынки. Одни не могли защитить ее от горе-проектов, другие не захотели взвесить последствия, которыми они грозили Бывало, что важное, нужное дело губилось из-за бюрократизма, ведомственности, личных амбиций. Один из заводов, сбросив в Ангару неочищенные воды, погубил рыбу на 80 км по течению реки. При строительстве Братской и Усть-Илимской ГЭС ушли под воду миллионы кубометров отличной древесины, затоплена знаменитая сибир-

У подножия гор Восточного Сеяна находится Сибирский солнечный радиотелескоп иркутских астрофизиков.

екая житница — Илимская пашня. На Вилюе, Енисее все повторилось... А сколько ошибок наделали на БАМе, чего стоит хотя бы один Северомуйский тоннель! Строители ссылаются на недостатки проектов, слабую обоснованность геологических прогнозов. Выходит, наука плохо сработала?

— Увы, к мнению ученых в последние годы не очень-то прислушивались, потому и попадали мы все часто в довольно сложное, даже нелепое положение. Вы заговорили о БАМе Так вот, вглядевшись в историю сооружения магистрали, нельзя не увидеть того, что ее строительство оказалось не совсем подготовленным. К 1974 году, когда в районе будущей железной дороги высадились первые десанты, специфические условия тех мест не были до конца изучены. Строили с большими допусками, кое-где по наитию, чуть ли не на глазок. Хотя, как вы знаете, разведку трассы БАМа начинали еще в 30-х годах.

Еще в 1961 году специалисты Института земной коры пришли к выводу, что избранный вариант трассы малопригоден. По мере приближения к так назы ваемой Байкальской рифтовой зоне изыскатели обнаружили признаки, указывающие на возможность в этом районе 6—9- и даже 10—11-балльных землетрясений, которые уже относятся к катастрофическим. Об этом своевременно сообщили Минтрансстрою. В 1968 году, когда в Братске проходило первое Все союзное совещание по БАМу, член-корреспондент АН СССР В. П. Солоненко

настаивал на решении обратиться в Госстрой и Госплан СССР с предложением перепроектировать трассу. Однако ведомства, заинтересованные в скорейшем начале работ на БАМе, в первую очередь Минтрансстрой, рекомендации ученых игнорировали. Были случаи, когда даже добивались снижения балльности землетрясений вопреки прогнозам. Как будто от поправки в бумагах изме нится поведение земной коры!

Ученых тогда не послушали, сейчас пожинаем плоды. Инженерно-геологи-ческая разведка трассы Северомуйского тоннеля была тоже проведена по самым облегченным меркам — отсюда колоссальное удорожание строительства, аварии с человеческими жертвами, срыв всех возможных сроков ввода в строй этого сложнейшего и ключевого для БАМа объекта.

Из-за гонки изыскательских работ и проектирования, нарушения их стадийности в зоне БАМа сегодня деформировано каждое десятое здание. Случаются порой парадоксальные вещи, граничащие с преступной халатностью. Так, в Тынде многоэтажный жилой дом стали строить, как потом выяснилось, на месте геологического разлома. Хотя совсем рядом имелись площадки со скальным основанием.

Изъяны проектирования и планирования не могли не привести к перекосам в сфере социальной, бытовой, культурной. До того как БАМ пришел в ту же Тынду, там жило около 3 тыс. человек и планы развития будущей «столицы» магистрали предусматривали увеличение населения в будущем максимум до 16 тыс. Исходя из этой цифры рассчитывалась потребность в жилье, объектах соцкультбыта. Сегодня же в Тынде уже около 70 тыс. жителей — о том, с какими житейскими проблемами они сталкиваются каждый день, говорить, думаю, не надо. Вот как прогнозировалась социально-демографическая ;итуация в зоне «магистрали века»!..

И все же большинство ученых не сидело сложа руки. И в большие кабинеты стучались, и в открытых дискуссиях свое мнение отстаивали. Но, видимо, голос наш был не столь громким, да и смелости стукнуть в решающий момент кулаком по столу не хватило. Поэтому в том, что на БАМе сложилась сегодня такая напряженная ситуация, вина общая.

Или вот другой, самый свежий пример — строительство водовода, по которому намечался сброс стоков Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) в реку Иркут. Об этом очень много писалось, довелось и мне лично высказаться в телепередаче «Прожектор перестройки» в защиту сибирской природы от «трубадуров». Представляется, что те, кто изучал этот вопрос, не располагали в полном объеме исходными данными для расчетов. Строительство такого трубопровода связано с многомил лионными затратами: ведь он должен был пройти в зоне высокой сейсмичности, оползней, паводков, селей. Да и сто

21