Техника - молодёжи 1988-07, страница 25— Вряд ли кто-то будет спорить, что именно союз старшего и младшего поколения, энергии и энтузиазма, с одной стороны, и опыта, с другой определяет уровень научной школы Для молодой сибирскои академической науки самым актуальным лозунгом долгое время был один из лаврентьевских принципов: «Нет ученых без учеников». Не иметь последователей считалось недопустимым — несмотря на занятость, наши корифеи всегда находили возможность уделять внимание молодежи. В последнее время во многих городах и у нас в Иркутске получают распространение Комсомольске молодежные творческие коллективы, учебно-научные производственные комплексы — УНПК. Создана малая школьная академия на базе Иркутского университета и Восточно Сибирского филиала СО АН СССР. Начиная уже с 6—7-го класса наши ученые ведут со школьниками занятия по таким важным дисциплинам, как информатика, вычислительная техника. Мы ставим цель, чтобы цепочка: малая школьная академия — вуз — УНПК — НИИ — работала с максимальной отдачей. Известны, правда и случаи равнодушного, небрежного отношения к научной смене. По моему глубочайшему убеждению, такой «академический эгоизм» чаще всего характеризует посредственность. Конечно, молодого специалиста вовсе не следует «пасти». Излишняя опека никогда ни к чему хорошему не приводила. Науке необходим полет, умение, даже смелость, чтобы пойти на риск. А воспитывать эти качества можно, только полностью доверяя молодому исследователю. культур. Экономический эффект от внедрения этой технологии может достичь 100 млн. руб. за год лишь по одной Иркутской области. В Институте органической химии СО АН СССР получен новый сенсибилизатор для полиэтиленовой пленки. Как известно, утилизация этого полимерного материала — большая проблема. Полиэтиленовая пленка, которой покрывают теплицы, служит, как правило, один сезон. Ее уборка и уничтожение требуют немалых трудозатрат. Фотосенсибилизатор ферразол, полученный иркутскими учеными, под действием солнечных лучей за 3—3,5 месяца разрушает полимерное покрытие до мелких частиц, которые улучшают структуру почв, а в конечном итоге полностью разлагаются микроорганизмами. Применение нового химического вещества дает возможность проводить более густую посадку растений и повысить урожайность. СТИХОТВОРЕНИЯ НОМЕРА Юрий ЛИННИК, г. Петрозаводск ШЛАГБАУМ ФЛАТЛАНДИЯ * Вот сон: я иду по большой < втостраде. Мне лишь восемнадцать. Свободен мой путь. И вдруг — полосатый шлагбаум: в досаде пытаюсь его стороной обогнуть. Но вижу опять черно-белую балку! Вот третья, четвертая — это как плен. Пытаюсь начать с постовым перепалку: он явно не слышит — видать, манекен. Шлагбаумы всюду — и слева, и справа! Их множество в призме кошмарного сна. Но что происходит? Погоня, облава! И даль перекрыта. И всюду — стена. Тогда я бросаюсь к воздушному шару. Обрублена прочная привязь: в полет! Однако — и это подобно удару — уже перед небом шлагбаум встает. Но как намагничен простор необъятный! Дух волей и далью издревле влеком ...Рванулся! И что же? Шлагбаум как ватный: совсем не пре рада, а призрак, фантом. КОСМИЧЕСКИЙ ЗОНД Полынь у забора... Жестянок нелепая груда... Следы от мазута — всей сирости не передашь. Печальное место' Но случай есть случай: отсюда космическии зонд начинает вести репортаж. Серебряный шар зависает над пустошью, свалкой. Но есть же сады! Есть на нашей планете поля- Хотя бы ромашкой, хотя бы скромнейшей фиалкой ты в кадр постарайся попасть, голубая Земля. Что видят сейчас на далеком-далеком экране? Вот ящик разбитый; вот ржавый коленчатый вал... Случайная выборка? Но посмотрите, земляне: пустырь наступает — он пастбище завоевал. И двинулся дальше: на месте соснового леса — обширные вырубки... Черная нефть на воде Из космоса вижу вот плотного смога завеса.. Вот сети оврагов — и реденький лес кое-где. Веду репортаж с рубежей двадцать первого века. Мой голос дрожит — я тревогу скрывать не привык. Где синий простор? Не узнать колыбель человека. Да будет прекрасен планеты космический лик. Воспроизводим работу польского художника Е. Курчака, переданную нам редакцией журнала «Фантастика». Прибитость эта... Хоть бы на чуток подняться выше плоскости двумерной Но сплющен мир! Асфальтовый каток нас тяжестью подмял неимоверной. Все стало странно плоским неспроста Кто выдается, ждет того опала. Координата третья — высота — из мира уплощенного пропала. Мир плоских схем. И мертвых плоских фраз. Как тошно мне от ваших плоских шуток! Кто посетил Флатландию хоть раз, тот скажет прямо: мир двухмерный жуток. Но что случилось? В затеми прозрев, художник полон замыслом огромным! Он дерзновенно вылепил рельеф, он мир увидел выпуклым, объемным. Ату его! Он преступил черту. Он отошел от подлинных реалии. Двухмерный критик чует за версту опасный дух сокрытых высей, далей. Клеймят за искаженье перспектив. Бросают вслед: нел пость, завихренье. Но факт есть факт: осуществлен прорыв в прекраснейшее третье измеренье. • Флатландия — так более века назад окрестил английский педагог Эдвин Э. Эббот сказочную страну, плоский мир. который имеет лишь два измерения и в котором живут герои его одноименного романа (русский перевод.— М., «Мир», 1976). Произведение Эббота в занимательной форме приобщает читателя к «царице наук» — математике. Наш постоянный автор, поэт фантаст Ю. Линиик, как видим, использует этот образ для решения совершенно других проблем. |