Техника - молодёжи 1988-07, страница 32

Техника - молодёжи 1988-07, страница 32

казались от мирских дел, и взаправду ощущают прану — некую неопределенную субстанцию, служащую высшим целям (примерно в таком ключе они пишут о ней). Ну а нам-то зачем, не разобравшись толком даже в материальной основе физических упражнений йогов, произносить таинственные заклинания, непонятные не только русскому человеку, но и (как мне говорили) большинству индийцев? Не полезнее ли без всяких задних мыслей просто освоить дыхательную гимнастику йогов, служащую вполне определенным оздоровительным целям?

Гориш Ч а — рядовой инструктор йоги. А вот в Джайпуре я познакомился со знаменитым Свами Ананданандом, об одной из многочисленных книг которого уже упоминал. Он возглавляет прекрасно оборудованную школу йоги, существующую на частные пожертвования. Все его книги посвящены оздоровительной направленности хатха-йоги, исцелению с ее помощью от многих болезней, разъяснению отдельных упражнений и обучению им. «Жизнь нашего народа немыслима без йоги,— говорит Свами Ананда-нанд,— она сконцентрировала тысячелетний опыт, охватывающий проверенные и отфильтрованные практикой знания, которые касаются физического и духовного здоровья, гигиены и морали. Все эти элементы как бы увязаны воедино с одной целью — обеспечить здоровье человека».

Полвека назад Свами Ананданацд вместе с Махатмой Ганди боролся за независимость Индии. Потом, когда цель была достигнута, он решил, что может принести наибольшую пользу народу, заботясь о его здоровье.

— Повлияла ли йога на характер индийцев? — спросил я его.

— Йога отразила наши национальные черты и во многом определила их,— был ответ.— Вы, наверное, слышали о йоги-ческих прааилах очищения и гигиены. Но есть у нас и определенные заповеди, касающиеся духовного очищения. Суть их можно свести к потребности а полном душевном равновесии, гармонии. Мы настойчиво проповедуем отказ от отрицательных эмоций, сознательное подавление злобы, ненависти, страха, алчности, зависти, ревности. Жизнь показала, что озлобленному или пессимистически настроенному человеку йога принесет мало пользы.

— Злобность или пессимизм — это врожденные черты характера, которые проявляют себя при соответствующих жизненных обстоятельствах. Не так-то легко избавиться от них, одного пожелания вряд ли достаточно...

— Вот тут-то и поможет йога! Не удивляйтесь: концентрация внимания, которая достигается благодаря дыхательным упражнениям, способствует избавлению от мелочных, суетных устремлений. Медитация дает своеобразную установку на очищение духовной сферы от всего недоброго, наносного. Она как бы ориентирует наши устремления на чистое, возвышенное. Для достижения этого состояния совсем необязателен аске

тизм, уход от жизненных проблем. Посетители нашей школы — простые труженики, у них нет возможности и нужды отрешенно медитировать долгими часами. И тем не менее занятия йогой способствуют формированию у них положи тельных свойств и эмоций- Думаю, что многовековая практика йоги в масштабах страны помогла нашему народу обрести такие национальные черты, как доброжелательность, незлобивость, приветливость.

...Не знаю, только ли йога тому причиной, но индийцы в своем большинстве действительно очень радушный народ. Обратитесь с вопросом к любому — он, прежде чем ответить, непременно ласково улыбнется. И видно, что это не деловая американская «кип смайлиш-» и не традиционно вежливая японская улыбка, а внутренняя потребность, стремление встретить человека, еще ничего не зная о нем, добрым пожеланием. Даже нищий в Индии не выглядит озлобленным, хотя и особенно веселиться ему, конечно, не с чего. Не получив милостыни, он может понимающе улыбнуться, поблагодарить хотя бы за слова участия. Индийцы, как правило, не ссорятся, не скандалят, да и раздражаются очень редко. Пьяных нет, похоже, что не существует не только проблемы алкоголизма, но и потребности в алкоголе. Социологи усматривают в этом влияние йогических упражнений, ориентирующих на сохранение незамутненного сознания, на спокойное преодоление отрицательных эмоций.

Гуру, как называют здесь Свами Анан-дананда, занятиями не руководит, их под его контролем проводят девушки-инструкторы. В этой школе условия явно лучше, чем в делийской. Специально выстроенное легкое кирпичное здание, стены, не доходящие до шиферной крыши, решетки для вентиляции. В самый душный день здесь веет легкий ветерок, в иных условиях дыхательные упражнения принесут больше вреда, чем пользы. По стенам и колоннам выписаны вязью йогиче-ские заповеди и изречения мудрецов. А на ковриках люди выполняют асаны, целью которых является фиксация тела в определенной позе.

Мы неплохо осведомлены о механизме оздоровительного воздействия наших общепринятых физических упражнений — при определенной повторяемости нагрузочных движений тренируются, укрепляются какие-то группы мышц (в том числе и сердечная мышца). Зависимость ясна и понятна. А что же происходит при йогов-ских асанах, когда фиксируются эти странные, вычурные позы?

— При выполнении асан,— говорит гуру,— одни мышцы сокращаются, а другие растягиваются, что вызывает усиленный приток крови к строго определенному месту, раздражаются нервные окончания, что активизирует железы внутренней секреции. Направленное воздействие асан на орган обогащает его кислородом и питательными веществами, а также очищает от шлаков.

Вот, к примеру, знаменитая поза «лотоса» или некоторые ее варианты (чело

век сидит, положив правую стопу на левое бедро, а левую стопу — на правое бедро). При фиксации этой позы происходит растягивание мышц передней поверхности бедра и голени, а также связок коленных и тазобедренных суставов. Это улучшает микроциркуляцию крови, питающей мочевой пузырь, предупреждает варикозное расширение вен, помогает при артритах. Кроме того, это идеальное биомеханическое положение тела, при котором требуются минимальные мышечные усилия для поддержания тела в вертикальном положении. Измерения показали, что любой другой способ сидеть (на стуле или в самом удобном кресле) гораздо менее экономичен, поскольку не дает такого точного совпадения центра тяжести тела с вертикальной линией позвоночника. Вот почему так любят индийцы эту позу, особенно если человек углублен в себя, и лишние мышечные усилия могут отвлечь его от раздумий.

Вовсе не призывая всех немедленно усесться в позу «лотоса» (тем более что освоить ее совсем непросто), хочу заметить, что в И ндии почти нет сутулящихся людей и очень мало близоруких. В отличие от нас, с малых лет склоняющихся над книгой. Привычка к позе «лотоса» позволяет читать и писать, не меняя прямой осанки. Она укоренилась так прочно, что в Индии очень редко встретишь человека, несущего тяжести в руках, а тем более на спине,— только на голове! Да еще нередко и не поддерживая груз руками. Тело, приученное к прямой осанке, легко находит удобное положение для груза, оптимально скоординировав его центр тяжести со своим.

— Существует несколько тысяч асан,— говорит Анандананд.— На их отработку и шлифовку ушли тысячелетия. Но для практического оздоровления тех, кто занимается хатха-йогой, вполне достаточно нескольких десятков асан. В своей книге «Здоровье и йога» я рекомендую 54 асаны для общего и еще 10 асан для углубленного изучения. В течение одной тренировки выполняется 15— 20 асан, не больше.

Действительно, в реальной жизни очень немногие люди в полной мере используют наставления хатха-йоги. Зато индусы аккуратно придерживаются гигиенических правил йоги, абсолютно необходимых для профилактики инфекций, прибегают ко многим приемам расслабления, дыхания, физической закалки. И порой трудно понять, то ли гигиеническая практика народа перешла в правила йоги, то ли эти правила формируют привычки людей.

В иных, резко отличных от индийских, условиях тем более трудно быть йогом. Да и нужно ли? Ведь специфические приемы хатха-йоги, перенесенные в полном объеме и без корректив на иную почву, могут дать уродливые плоды. Что же касается асан и других компонентов йоги, то они вполне могут дополнить нашу систему физического оздоровления. И поэтому вовсе не обязательно сразу осваивать весь комплекс из 54 асан.

30