Техника - молодёжи 1988-07, страница 58^ £ Оанажды...Проще сделать, пока сделают...Отражательный телескоп Исаака Нью она (1643—1727), по ливший избавиться от свойственной телескопам-рефракторам хроматической абер рации, произвел в Англии иа-ящий фурор. Сам король Карл П внимательнейшим о*— - зом изучил прибор и, вдоволь налюбовавшись через него иа звезды и планеты, передал новинку в Лондонское королевское общество, которое в январе 1672 года поспешило избрать своим очленом кембриджского провинциала. Много лет спустя Кондуитт —-родственник ученого — как-то раз поинтересовался у него — Скажите, кто же этот искусный мастер, изготовивший зеркало для вашего телескопа? — Я, зеркало сделал я сам,— простодушно ответил Ньютон. — Но где же вы достали станки и инструменты? — И их я сделал сам,— пояснил Ньютон.— Если бы я ждал пока кто-то чего-то мне сделает, я вообще никогда не сделал бы ничего. А упорство достойно лучшего примененияОднажды конгрессмен Дж. Аллеи с изумлением обнаружил, что президент Авраам Линкольн (1809—1865) стал отстаивать совершенно иную точку зрения, чем та, которой он придерживался накануне. — Как же так, господин президент,— ехидно упрекнул он.— Нельзя столь стремительно менять свою позицию! — Почему же? — возразил Линкольн.— Я вообще нев ico кого мнения о человеке, который сегодня не может стать умнее, чем вчера! Неизвестное об известномКосмос и куклыОткрыв десятое издание «Межпланетных путешествий» Я. И. Перельмаиа, в разделе «Книги по реактивному летанию и звездоплаванию», рядом с работой С. П Королева «Полет реактивных аппаратов в стратосфере» можно с удивлением встретить ссылку: «Дилин С. А. и Шифмаи М. Б. «Ракета СС1». Пьеса для детей иа тему о звездоплавании...» Шел 1932 год В нашей стране широко отмечалось 75-летие Константина Эдуардовича Циолковского. И в рамках юбилейных торжеств в Ленинграде состоялась премьера спектакля «Ракета СС1», поставленного режиссером М. Дрозжиным в кукольных театрах ЛенТЮЗа (ныне это Ленинградский государственный театр кукол-марио-иеток). Первый в долгой истории древнейшего кукольного искусства научно-фантастический спектакль был адре'соваи школьникам младших классов м в доступной для них форме рассказывал о ракета», космических полетах, межпла^тных сообщениях. Действие разворачивалось в одной из капиталистических стран. Профессор Гаррат создает новое горючее, которое позволяет ему запустить ракету на Луну. Он готовится к научной экспедиции, но военные мечтают использовать ракету только как оружие. Фарисейски помогая изобретателю, они лишь выжидают удобного момента, чтобы захватить ее. Но профессор вовремя разгадывает их гнусные замыслы, со своими друзьями забирается в кабину, стартует и после космического m релета приземляется в СССР. Сюжет явно детективный и весьма распространенный в то время. Впрочем, социальные установки спектакля маленькие фители воспринимали хорошо— исследования педагогов ТЮЗа, проведенные в 1934 году, это подтвердили. Научный материал был органично вплетен в ткань спектакля: и в виде лекции с показом диапозитивов, и как активное действие — полет пассажиров " ракете. В лекции, которую ч^нтал про фессор Гаррат, речь шла о возможности полетов на другие планеты, о главной трудности — отсутствии мощного горючего, о ракетах — единственном средстве достижения Луны, изобретенном «ученым Советской Страны К. Э. Циолковским» (на экране в этот момент высвечивался егс портрет). Когда профессор рассказывал об основах ракетного полета, это звучало как вполне удачно зарифмованное обоснование одного нз классических способов вывода формулы силы тяги. Сцены космического перелета в исполнении кукол-марнонеток выглядели особенно эффектно. Профессор и его спутники, как и положено, после старта испытывали перегрузку, затем попадали в невесомость и плавали по каюте вперемешку с различными предметами. При этом профессор невозмутимо давал пояснения. В прессе тех лет отмечалось и мастерство актеров, и интересное раскрытие необычной темы. Успех у публики был стабильный, и спектакль сошел со сцены лишь перед самой Великой Отечественной войной. М. ОХОЧИНСКИЙ, инженер г. Ленинград Биография предметаЧертежное пероБолее ста лет назад, в № 4 за 1884 год, журкал заводско-фабричной промышленности, кустарного промысла и ремесла «Вестнкк промышленности» в разделе «Смесь» поместил следующую заметку: «Известная фирма Ф. Зонни-кеи в Бонне недавно пустила в продажу чертежное перо, которое своей дешевизною заслу живает внимания. Оно состоит из одного известным образом сформованного стального листка, который с одного конца огибает деревянную ручку, а с другого прорезан продольной щелью, так что образуются две половники чертежного пера, расстояние которых друг от друга регулируется винтиком с соответственною гайкою. Несмотря на равномерное скругление, которое имеет перо в разрезе по всей длине, возможно проводить им ровные и тонкие линии, так как рабочие концы пера сведены воедино иа конус и остры; скругление имеет даже выгоду в том отношении, что дает возможность набирать большое количество ту ши и мешает ей скапывать. Форма пера столь проста, что изобретатель находит возможным продавать его по 30 пфеннигов (то есть по 18 коп., считая марку за 60 коп.). При этой цене оно делается доступным для всевозможных школ, для воскресных классов рисования и пр.». Фирма оказалась дальновидной — школьники всей планеты, поколение за поколением, «проходили» рейсфедер (сочетание немецких слов «чертить» и «перо»). Более того, он широко ворвался и во взрослый мир. Это зафиксировал, в частности, солидный Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. В издании конца прошлого века уже была помещена большая статья о чертежных инструментах, среди которых значительное место уделено разнообразным типам рейсфедеров — для проведения одинарных и двойных линий, прямых и окружностей и т. д. Обратите внимание: за сотню лет рейсфедер практически не изменился — ни формой, ни винтиком, ни гаечкой. Да и что изменять — тут, как говорится, ни убавить, ни прибавить. «Форма пера столь проста...» А простота — это, наверное, и есть совершенство. Ф. МАЛКИН, инженер |