Техника - молодёжи 1988-07, страница 60

Техника - молодёжи 1988-07, страница 60

КОМЕТНЫХ КАТАСТРОФ

Евгений ДМИТРИЕВ,

инженер

Веками и тысячелетиями астрономы напряженно следили за вспыхивающими на небосводе кометами, безуспешно пытаясь рассмотреть ядра этих павлинохвостых спутниц Солнца. Однако никому из ученых так и не удалось удовлетворить целомудренное любопытство. Только недавно людям открылось «лицр» одной из космических странниц. Речь идет о комете Галлея, сфотографированной межпланетными автоматическими станциями (см. «ТМ» № 9 за 1986 г.).

Не за горами время, когда на ядро одной из комет высадится экспедиция и доставит на Землю образцы ее вещества.

Но оказывается, за кометным веществом не обязательно стартовать к звездам. Его можно поискать и на поверхности нашей планеты. Не раз и не два происходили столкновения кометных тел с Землей. Об этом свидетельствуют следы космических катастроф — крупные кратеры, называемые астроблемами (дословно — звездная рана), и поля рассеивания тектитов — небольших оплавленных шариков природного стекла.

САМОЕ БОЛЬШОЕ ПОЛЕ

У этой кометы (как и у других, вымерших, то есть упавших на Землю еще до рождения первого астронома) имени никогда не было. По месту падения назовем ее условно Австрало-Азиатской, поскольку она оставила после себя самое крупное из известных тектитных полей, покрывающее 10% поверхности земного шара. Кометный след шириной 4 тыс. км вытянулся по 10 000-километровой дуге от Тасмании до Южного Китая, включая в себя множество обособленных ареалов — лент шириной до 100 км, ориентированных с северо-запада на юго-восток. Причем с севера на юг размеры находок уменьшаются, да и встречаются они все реже. От региона к региону видоизменяется их структура и состав. Но все тектиты одного возраста — им исполнилось 700 тыс. лет.

Советский геолог Э. П. Изох и вьетнамский исследователь Ле Дык Ан считают, что комета вошла в атмосферу по очень пологой траектории. Произошел скользящий удар о поверхность планеты — и космическое тело отскочило рикошетом, словно камень-гладыш, брошенный в воду умелой рукой.

Любопытно, конечно. Но кометное ядро — теперь мы это знаем точно — состоит в основном из замороженных газов и воды Вряд ли столь непрочное

тело совершит упругий отскок. Наоборот, оно разрушится уже в плотных слоях атмосферы.

Проследим, как происходило разрушение кометы и выпадение тектитов. (На 4-й стр. обложки предложен вариант выпадения кометного вещества, наиболее полно, на наш взгляд, объясняющий особенности Австрало-Азиатского тек-титного поля.) Внешний слой тектитов, вмороженных в лобовую часть кометы, начинает плавиться. Причина — перегрев от длительного спуска в верхних слоях атмосферы. Вязкий расплав под напором набегающего воздуха растекается в стороны и, погрузившись снова в лед, быстро застывает, образуя фланец. Как только температура тыловой поверхности тектита превысит температуру плавления льда, камень, потеряв ледяную поддержку, мгновенно сносится со льдины.

Данные аэродинамического анализа австралитов (это разновидность тектитов, типичных для Австралии) убедительно свидетельствуют в пользу этой версии. Дело в том, что строго ориентированный самостоятельный полет тел подобной формы при высоких — сверхзвуковых — скоростях не представляется возможным. Они сгорают в атмосфере.

Ну а если камни были не на лобовой, а на боковых поверхностях летящей льдины? Что ж, на Яве встречаются тектиты со срезанными частями. Их, видимо, срезал раскаленный поток набегающего воздуха.

Теперь уже понятно, чем объяснить различия структуры небесного стекла в том или ином ареале. В разных местах выпадали тектиты, совершавшие полет в разных условиях. Если теперь сделать еще одно существенное допущение — а именно: предположить, что комета еще до того, как начала распадаться в воздухе, имела не одно, а множество ядер, которые врезались в атмосферу одно за другим, все окончательно встанет на свои места. И громадные размеры тектитно-го поля уже не вызовут изумления — кометный рой мог быть растянутым,— и химическое несоответствие составов, скажем, австралитов и индошинитов (их находят в Индокитае) — совсем не обязательно кометному рою быть из однородного вещества.

А теперь посмотрим на картину с точки зрения космического наблюдателя. Австралийские кометоиды, вошедшие в атмосферу первыми, имели самые пологие траектории падения, в результате чего подверглись самым длительным тепловым нагрузкам. Вот почему в Австралии отсутствуют групповые находки тектитов. Испарение ледяных тел завершилось еще в атмосфере. Однако по мере надвигания земного шара на кометный поток угол входа кометоидов в атмосферу увеличивался, время полета сокращалось, и тектиты достигали поверхности Земли уже в составе льдин. Над Индокитаем угол ухода достиг максимальной величины — 55е. Судя по насыщенности этого района небесным стеклом, здесь

58