Техника - молодёжи 1988-07, страница 64

Техника - молодёжи 1988-07, страница 64

излучения. Он отразился от чаши вулкана (это ведь огромная параболическая антенна!) и устремился в космическое пространство. Вполне возможно, что и сейчас, через 80 лет после тунгусского «взрыва», луч-сигнал все еще на пути к далекой звезде... Ну а как быть с доказательствами этой версии?

Форма вывала леса на месте падения напоминает бабочку. Среди обширных полей разрушения почему-то сохранились языки нетронутой тайги. Это обстоятельство ставило в тупик многих исследователей. Но ведь диаграмма направленности антенны изображается тоже в виде бабочки! В данном случае

«туловище», вдоль оси симметрии которого прошел (по нашему предположению) основной поток излучения, вытянуто с востока-юго-востока на запад северо-запад... Недоразвитые «крылья» бабочки, прижатые к «туловищу»,— это боковые лепестки диаграммы направленности антенны. Между ними как раз и сохранились нетронутые островки тайги.

Находят вполне разумное объяснение и другие загадки Тунгусского метеорита. Например, почему не удалось отыскать никаких следов космического вещества. Откуда же ему взяться, этому веществу, если столкновения с Землей космического тела не было...

ТЕКТИТ ОБРАЗЦА 1978 ГОДА

В начале августа 1978 года комбайнер Краснотуранского совхоза Красноярского края А. М. Мамич в урочище Камышта увидел странную картину: участок пшеничного поля сгорел. Там и сям на пепелище валялись десятки больших и малых обломков зеленова-то-серого, коричневого, черного вещества...

Анализ показал: это стекла, а точнее, сплав окислов трех десятков химических элементов: кремния, алюминия, щелочно-земельных элементов, титана, фосфора, кобальта, бария и др. Присутствуют и редкие элементы: стронций, цирконий, иттрий,— причем в тех же количествах, что и в тектитах.

Со стеклами найдены комки исходного, «родительского» вещества в виде оплавленных снаружи комков пыли. Ее спектральный состав идентичен составу стекол. Под микроскопом видны зерна кварца размером до 0,15—0,20 мм. Кое-где наблюдаются структуры серовато-зеленоватого цвета

Корочка плавления комков пыли желтая, пористая. В середине комков — чешуйки светлого стекла, видимо, внедрившиеся в поры пыли под большим давлением встречного раскаленного воздуха и там застывшие.

На следующий год во время очередного обследования «места происшествия» было замечено, что кусочки слабо-обожженного родительского вещества, пролежавшие около года на пашне, превратились в пластичную красноватую массу...

В стеклах много микротрубочек (диаметр — доли мм). Видимо, содержавшееся в стекле легкоплавящееся вещество закипало, пар вырывался (обычно в противоположную движению тектита сторону) на поверхность и вытягивал за собой тонкостенные так называемые трубочки выдувания с царапинами на внутренних стенках.

О стремительном полете стекол в атмосфере свидетельствуют многочисленные комки и комочки спека,

вплавленные в поверхность стекол и пристывшие брызгами в аэродинамической «тени»

Итак, на поле у горы Куреж, примяв молодую пшеницу, рухнули раскаленные обломки небесного тела. Масса отдельных кусков достигала 300 г и более. Самый большой комок «пыли» весил 25 г, а размер его составил 25X28X40 мм. Самые крупные обломки (или один крупный) пролетели на 5—6 км дальше к юго-востоку и упали на пятачок твердого дерна возле ручья Безымянного.

Один из тектитов, упавших в 1978 году в урочище Камышта Красноярского края.

Стекла, собранные в этом месте, в целом, менее проплавленные, отличаются почти черным цветом, в наиболее крупных обломках больше круглых пор. В одном из обломков видны вплавленные на поверхности 2—3 белых палочковидных кристалла длиной до 5 мм. Предположительно, это кварц. В неровностях рельефа поверхности многих обломков видны вдавленные при падении и затем присохшие травинки.

Всего в 1978—1980 годах было собрано до 5,5 кг тектитного материала.

В. МАЛАХАТЬКО, г. Нерногорск

КОММЕНТАРИИ ОТДЕЛА НАУКИ

Как просто объяснить все загадки, «призвав на помощь» потусторонние силы, то есть пришельцев...

Но эта простота кажущаяся. Подобные гипотезы требуют отнюдь не меньшего, а зачастую более детального обоснования, чем те, которые публикуются в сугубо научных журналах.

Вот лишь некоторые вопросы, возникшие по поводу статьи Ковалева, аргументированный ответ на которые можно найти в специальной литературе:

1. Существует ли «генетическое сродство» между зоной вывала леса в районе предполагаемого падения тунгусского космического тела и диаграммой направленности параболической антенны?

2. Могла ли в принципе чаша кратера сработать как параболическая антенна, и если могла, то в каких диапазонах волн?

3. Какие оптические явления в атмосфере может вызвать поток электромагнитного излучения большой мощности?

Кроме того (если гипотеза еще не будет опровергнута), любопытно определить, в какой сектор неба, на какую звезду был направлен информационный луч. Сделать это в принципе можно, потому что нам известно точное время взрыва.

Наконец, нужно обязательно обсудить альтернативные варианты передачи сигналов в глубокий космос. Ведь уже сегодня специалисты SETI шлют (к сожалению, безадресные, отправленные, что называется, «на деревню дедушке») призывы далеким цивилизациям при помощи не таких уж габаритных и энергоемких радиопередатчиков.

В самом деле: энергия, эквивалентная выделяющейся при взрыве 20-мега-тонной термоядерной бомбы,— не слишком ли расточительно? О том, что проведение подобных крупномасштабных экспериментов на планете, заселенной разумными существами, недопустимо для высокоразвитой цивилизации из моральных соображений, мы не говорим...

62