Техника - молодёжи 1988-09, страница 22

Техника - молодёжи 1988-09, страница 22

ПО СЛЕДАМ СЕНСАЦИИ

В свое время вызвала большой резонанс книга бывшего сотрудника нашей редакции Льва Боброва «По следам сенсаций». В ней приводился подробный разбор научно-технических чудес, рассказывалось об истории их появления.

«По следам сенсаций» — именно так мы решили назвать новую рубрику, посвященную «вечным задачам». Ведь в редакцию до сих пор приходят статьи о трисекции угла, квадратуре круга, теореме Ферма... Мы расскажем о том, как эти задачи появились, как их пытались решить и решают теперь, попробуем выяснить, какие из них просто надуманны. Мы также познакомим читателей с создателями инерцоидов, ниспровергателями глобальных научных теорий.

На наш взгляд, узнать о судьбе «невероятных» открытий будет весьма полезно и поучительно молодым читателям, увлекающимся научно-техни-ческим творчеством. А рубрику начнем со статьи, которую принес нам физик Юрий Бровко...

Чудо под запретом

1. Печальная история одной волокиты

Это событие, получившее название «чудо в Бабьегородском переулке», произошло без малого 30 лет назад. В 1959 году на московском заводе «Сантехника», директором которого в то время был В. Потапов, случайно, во время испытаний нового полупроводникового кондиционера, обнаружили удивительное явление — на спае полупроводников BiSbTe — BiTeSe выделялось значительно больше энергии, чем потреблялось всей цепью из сети постоянного тока.

В газете «Московская правда» тогда же появилась статья доктора технических наук П. К. Ощепкова,

в которой сообщалось об этом открытии.

Реакция Академии наук СССР не замедлила последовать. В газете «Правда» была опубликована статья трех академиков — Л. Ар-цимовича, П. Капицы и И. Тамма под недвусмысленным названием «О легкомысленной погоне за научными сенсациями». Там говорилось, что об открытии и речи быть не может. Нечего, мол, покушаться на закон сохранения энергии.

Правда, сами академики на опытах в Бабьегородском переулке не присутствовали...

«Так что же,— удивился Пота

пов,— уже тогда известный ученый Ощепков, стоявший у истоков советской радиолокации, основоположник интроскопии, заведующий электрофизической лабораторией Института металлургии АН СССР, не смог разобраться в сути явления?»

Потапов (человек своего времени), заручившись поддержкой вице-президента АН СССР И. Бардина, подал заявку на открытие. Теперь уже президиум АН СССР создает специальную комиссию для изучения явления. Выполненный в присутствии этой комиссии контрольный эксперимент (протокол испытаний прилагается) показал, что в процессе работы удивительного полупроводникового устройства выделяется в 2,2—2,5 раза больше энергии, чем потребляется из сети постоянного тока. Получается немыслимый кпд — 220— 250%!

Кого-то, видимо, такой результат не удовлетворял. Была созвана другая комиссия, которая в скором времени отрапортовала президиуму Академии наук, что никакого непонятного явления нет, а все результаты, полученные первой комиссией, объясняются погрешностью опыта.

Итак, мнения в научной среде разделились. В таких случаях требуется еще и еще перепроверять результаты опытов, предоставить «третейским судьям» разобраться, кто же прав.

Ничего подобного не произошло. Вместо этого появилось постановление президиума АН СССР № 91 от 22.01.1960 года, в котором объявлялось порицание Ощепкову и некоторым другим ученым «за злоупотребление авторитетом ученого и упорную защиту своих ошибок в той области науки, в которой они не компетентны».

Однако не всех «дилетантов» удалось «осадить». В 1960 году результаты заводских экспериментов были подтверждены сотрудниками Института автоматики и телемеханики (опыты проводились на той же «Сантехнике»). В 1969 году аналогичные измерения велись в Институте полупроводников АН УССР. В 1970—1971 годах эстафету подхватил Институт полупроводников АН Латвийской ССР. В 1970— 1972 годах работы велись в Институте природных химических соединений АН СССР. В 1973—1974 годах этой темой занимались в

20