Техника - молодёжи 1988-10, страница 60— Терн Эльдред, это последний шанс! Сейчас или никогда! Гордон видел нерешительность в глазах сирианина. Расчет оказался верным. Он сдался. — Император дал мне слово, запомните! — Так это правда? — в бешенстве вскричал Джал Арн.— Но я обещал вам свободу, и я сдержу слово! Терн Эльдред сильно побледнел, но попытался улыбнуться. — Будь я проклят, если пойду на смерть ради Шорр Кана! Да, император, принц Зарт сказал правду. Адмирал Корбуло возглавлял группу сановников, изменивших Империи. Он убил Арн Аббаса и велел мне увезти Зарт Арна и Лианну, чтобы вина пала на них. Все, что говорил принц,— чистая правда... В глазах у Гордона все поплыло, а потом он ощутил теплые руки Лиаины, услышал ее голос... Рядом стояли Хелл Беррел и Валь Марланн, они хлопали его по спине. — Зарт, я знала, что вы оправдаетесь. Я знала, Зарт! К Гордону приблизился Джал Арн, бледный как смерть. Голос его был хриплым: — Простишь ли ты меня когда-нибудь, Зарт? Господи! Но я себе никогда не прощу... — Успокойся, Джал. Разве ты виноват, что все было так хитро подстроено?.. Терн Эльдред, склонившись над столом, что-то писал. Потом молча протянул листок Джал Арну. — Вы будете под арестом, пока ваши показания не проверят,— сказал тот, подзывая стражу.— Тогда вас освободят. Но весть о вашем предательстве последует за вами до самых далеких звезд. Сирианина увели. Джал Арн бросил взгляд на список имен. — Господи, что это? Гордон взял список. Первым в списке стояло: «Орт Бодмер, верховный советник Империи». — Бодмер? Невозможно! — вскричал Джал Арн.— Это навет! Я ему полностью доверяю! — Да,— крикнул Гордон.— Но вспомни — Корбуло был в таком же доверии. Джал Арн нахмурился и подошел к столу. — Пригласите ко мне советника Бодмера. Тут же последовал ответ: — Советник Бодмер покинул приемную несколько минут назад. Его нет во дворце. Никто не знает, куда он пошел. — Он видел, как уводили Терн Эльдреда! — догадался Гордон.— Джал, он все понял и скрылся! (Продолжение следует) «СУХОПУТНЫЙ ПАРОХОД» Вскоре после окончания Великой Отечественной войны мне, режиссеру-оператору киностудии «Центрнауч-фильм», была поручена съемка ряда значительных эпизодов для большого обзорного цветного фильма «Урал». Много было объектов — заводы, промыслы, рудники, и мы едва успевали управляться. Однако летняя натура не благоприятствовала цветному фильму. Деревья, трава на склонах гор, даже камни древнего хребта, покрытые лишайниками,— одинаково монотонно-зеленое. Нужно было подождать ярких осенних красок, и я решил пока Г\ взяться за исторические объекты. Одними из них были старейшие на Среднем Урале заводы в Нижнем Тагиле. Первый в России паровоз был создан крепостными заводчиков Демидовых— талантливыми изобретателями Ефимом Александровичем Черепановым (1774—1842) и его сыном Мироном (1803—1849). Их труд по уровню технических знаний того времени был настоящим подвигом. Впервые «сухопутный пароход», как тогда его называли, повел в сентябре 1833 года Мирон Ефимович по «путепроводам», отлитым мастером Федором Звездиным. Рельсы эти были чугунные — от них, наверное, и пошло выражение о путестроителях: «работает на чугунке». Эта первая железная дорога, длиной 3,5 км, была проложена от медного рудника до Выйского завода, куда составом из нескольких вагонеток доставлялось каждым перегоном более 200 пудов (3,2 т) руды со скоростью 14 км/ч. Готовясь к съемке объекта, наш художник провел большую подготовительную работу. На обширном заводском дворе тогда скопилось большое количество железного лома, среди которого валялся и порядком исковерканный черепановский «пароход». Какой-то ретивый администратор, когда началась война, отправил колеса и крупные детали в плавку, распорядившись — «еще один снаряд в Гитлера». В паровозе и было-то железа на один-два снаряда. Так был разрушен бесценный исторический памятник. К счастью, по сохранившимся некоторым частям, рисункам и чертежам удалось его точно восстановить. Охотно взялась за эту работу бригада слесарей завода. Нашелся и консультант, престарелый рабочий завода, рассказавший по дедовским воспоминаниям о том, как тот мальчишкой видел погрузку руды тачками с мостков в вагонетки. Чтобы иметь возможность снять поезд в движении, рельсы были уложены с небольшим уклоном. Все было готово для съемки. На общем плане ярким пятном маячил одетый в красную рубаху бородатый машинист, усердно шуровавший в топке смоченным в масле зажженным тряпьем. Из трубы валил дым. По мосткам грузчики подвозили руду и валили сверху в вагонетки. Съемка прошла удачно. Собрались и зрители, а снять дубли было очень просто — охочий народ с веселым гиканьем затаскивал поезд на исходное место. И как всегда в кино, несколько раз — то дыму много, то мало, то облачко набежало. Яков ТОЛЧАН. режиссер-оператор, заслуженный работник культуры РСФСР |