Техника - молодёжи 1988-12, страница 50

Техника - молодёжи 1988-12, страница 50

Автоматы XVII века

Автор статьи — сотрудник Государственных музеев Московского Кремля ТИХОМИРОВА.

Художник — Михаил ПЕТРОВСКИЙ.

Американский писатель Д. Раньон в свое время назвал автоматический пистолет «уравнителем шансов», в том смысле, что человек, имеющий такое оружие и умеющий обращаться с ним, наверняка выйдет победителем в схватке. Лишь бы успеть выхватить пистолет и послать пулю в цель, не промахнуться. В крайнем случае промах можно поправить вторым выстрелом...

Первые попытки создать скорострельное оружие относится к XV— XVII векам. В Государственном Эрмитаже хранится четырехствольная ручница длиной 755 мм, изготовленная западноевропейскими ремесленниками во второй половине XV века. Все ее стволы заделаны в деревянную колодку, стянутую железными обручами. В казенной части стволов проделаны запальные отверстия — к ним стрелок и подносил поочередно тлеющий фитиль, чтобы произвести четыре выстрела С минимальными интервалами.

Конечно, назвать такую ручницу скорострельной можно с известной натяжкой, однако именно такие системы и положили начало большому семейству разнообразных многоство-лок, создававшихся для пехотинцев на протяжении почти двух столетий.

С XVI века, после того, как был создан колесцовый замок, мастера-оружейники принялись оснащать им и мно-гостволки. Сначала стволы на них монтировали один над другим и замки, действовавшие независимо друг от друга, размещали также в два яруса.

Стволы укладывали на ложи и горизонтально. В этом случае замки крепили справа и слева от них. Историкам военного дела известна и двухстволка с двухэтажной затравочной полкой, снабженной специальной перегородкой. Единый замок сначала поджигал боевой заряд в верхнем стволе, следовал выстрел, затем боец передвигал заслонку, открывая другую полку, вновь взводил замок и стрелял из нижнего ствола.

Весьма хитроумное техническое решение применили в 1710—1720 го

дах голландские ремесленники. Они изготовили пистолеты с семью стволами разной длины. У центрального она достигала 217 мм, у остальных, в зависимости от длины казенников, от 190 до 214 мм. Главной особенностью этих пистолетов было замысловатое запальное устройство. При выстреле искра, выбитая кремневым замком, поджигала пороховой заряд в правом стволе, затем огонь по особой дорожке перебегал к затрочному отверстию центрального ствола, потом, практически мгновенно, к остальным. Таким образом, стрелок выпускал очередь из семи пуль. Правда, на перезарядку голландского «чудо-оружия» уходило в семь раз больше времени, чем у обычного пистолета, да и конструктивно подобная техника была не проста, но «уравнителем шансов» ее счесть все-таки можно!

Впрочем, не менее сложной оказалась и так называемая «вендерная» система. Она представляла собой два, а то и больше стволов на многогранной (по числу стволов) доске. Внутри ее была стальная ось, один из концов которой входил в узкий паз приклада, на котором находился замок. После каждого выстрела следовало провернуть доску, подставив к замку очередной снаряженный ствол.

Недостатков у «вендерного» оружия было предостаточно, но главным, пожалуй, было то, что ось и гнездо в прикладе со временем разбалтывались и стволы переставали стыковаться с замком. Тем не менее относительно скорострельные и удобные «вендеры» довольно долго выпускали в Голландии, Франции, германских княжествах, России. В частности, умельцы, трудившиеся в Оружейной палате Московского Кремля, изготовили немало подобных ружей, именовавшихся «переверт-ными».

Один из мастеров, Первуша Исаев, в первой половине XVII века придумал свой вариант перевертного оружия, поместив пули и пороховой заряд в поворачивающийся барабан. Так появились первые образцы предков револьверов и вообще казнозарядного оружия. Напомним, что русские мастера, кроме того, выпускали и пищали, в казенную часть которых вставлялась камора, содержащая пулю и порох, причем сама камора удерживалась весьма надежно поперечным клином.

В ряде стран делали ружья и пистолеты с вертикальными, винтовыми затворами, которые при перезарядке солдаты вывинчивали, опускали так, чтобы можно было отправить в ствол пулю и боевой заряд. В Оружейной палате Московского Кремля можно увидеть пару великолепно отделанных охотничьих ружей с такими затворами. Сделал их в 1740—1760 годах в Карлс-

баде (ныне Карловы Вары) известный оружейник Иоганн-Адам Кондт.

Однако проблему скорострельности пытались решить, не только увеличивая число стволов и замков. В начале XVII века появились и первые многозарядные ружья. В их стволах проделывали от 6 до 10 затравочных отверстий. Сначала стрелок подносил фитиль (или сдвигал колесцовый или кремневый замок) к первому от дульного среза отверстию, а после выстрела смещал его назад, к очередному заряду. Подобное оружие оказалось далеко не безопасным и для самого стрелка. Случалось, горящие частицы пороха воспламеняли не один, а несколько зарядов. Тогда ствол разрывало. Поэтому бойцам следовало тщательно отмерять дозы пороха, уплотнять заряды, надежно отделяя один от другого. Только тогда гладкоствольное многозарядное ружье действовало надежно и выпускало пули подобно современной автоматической винтовке.

Дошел до наших дней и образец одноствольного ружья, заряжаемого тремя пулями Перед стрельбой взводили сначала правый замок, затем, после выстрела, на нем перекрывали заслонку, открывая другое затравочное отверстие, вновь выпускали пулю и вводили в дело левый замок, чтобы сделать третий выстрел.

Как видим, совершенствование ручного огнестрельного оружия шло разными путями, но нередко мастера, действуя методом проб и ошибок, приходили к сходным техническим решениям Так, почти одновременно, в ряде европейских стран появились сходные по устройству ружья с разделенным боезапасом.

Располагали его разными способами. Одни оружейники заделывали магазины для пуль и пороха в приклад, благо свободного места там предостаточно, другие предпочитали монтировать их рядом со стволами. В частности, в Оружейной палате Московского Кремля находится изделие Каспара Кальтхофа, сработанное им в 1665 году в Москве. Кальтхоф поместил в прикладе две трубы. В верхнюю полагалось укладывать одну за другой 15 пуль, в нижнюю — пороховые заряды. Перед стрельбой нужно было передвинуть вперед и вправо спусковую скобу, находившуюся под казенником. Таким образом, в ствол подавалась пуля, порох, взводился курок, и из особого магазина на затравочную полку осыпался порох. Чем не автомат?

Заметим, что самые первые попытки изготовить скорострельное ручное оружие относятся к эпохе первой промышленной революции. Именно тогда были разработаны механизмы, получившие распространение в XIX веке, естественно, на ином техническом уровне

48