Техника - молодёжи 1989-03, страница 13

Техника - молодёжи 1989-03, страница 13

когда потеряно столько жизней, это слово кажется слишком слабым), к прогнозу и рекомендациям не прислушались, никаких мер принято не было. Конечно, и сам долгосрочный прогноз требовал дальнейшей работы, уточнений, попыток выйти на среднесрочный, а потом, возможно, и краткосрочный с использованием всего арсенала известных средств и методов. Но арсенал-то этот, увы, оказался недостаточным, да и отсутствие внимания, поддержки сказывалось...

Видимо, можно сказать, что наша наука сделала практически все, что могла на тот момент,— и в меру своего теоретического уровня (весьма высокого), и в меру своей технической оснащенности (недопустимо низкой), и наконец, в меру своих прав и своего авторитета (оставляющих желать лучшего).

Понятно, что в целом при современном уровне прогнозирования гораздо эффективнее и практически важнее остается сейсмостойкое строительство. Даже такая страна.

Юрий МАЛЫШКОВ,

ПОДЗЕМНАЯ ГРОЗА

Судя по всему, перед сдвижками земной коры имеют место самые различные, в том числе и еще не объясненные наукой явления. В канун катастрофических землетрясений не раз наблюдалось свечение склонов окрестных гор, неба, возникали протяженные светящиеся полосы, происходили гигантские вспышки, сравнимые по яркости с молниями. Отмечалось необычное поведение некоторых видов животных перед катастрофой. Так, кошки начинают перетаскивать на открытое место котят, собаки проявляют беспокойство и заботу о своих хозяевах, выползают на поверхность змеи, ящерицы, мыши.

Подобные явления, которым человек обычно придает значение уже после землетрясения, можно было

как Япония, делает на него главную ставку. Правильные меры здесь — ключ к максимальной безопасности, зато ошибки наказываются очень жестоко. В полной мере подтвердилось это и при землетрясении 7 декабря. Многие здания в Ленинакане и других городах не выдержали и предусмотренных прогнозом 8 баллов.

Начинается строительство с правильного размещения объектов. Исследование показало, что уже здесь были допущены просчеты: в Спитаке дома размещались на слишком крутых склонах, в Ленинакане — на неподходящих грунтах. Все они были разрушены. О девятиэтажных домах писалось много. Но новые панельные здания и меньшей этажности также разрушились: школы, детские сады, ясли, больницы... Правда, надо заметить, что и в Мехико главные жертвы были связаны с разрушением новых многоэтажных домов. Но это было больше трех лет назад, и весь мир уже сделал выводы из этого факта. Очередь за нами.

бы, вероятно, связать с какими-то электрическими или электромагнитными полями. Попробуем разобраться, могут ли появляться такие поля перед землетрясением?

В конце 60-х годов было показано, что механическое разрушение некоторых материалов сопровождается электромагнитными импульсами. Под действием внешней силы в материале происходит разделение зарядов, возникают электрические поля. Раскалывая в темноте, например, кристаллики льда, даже невооруженным глазом можно увидеть искорки и слабое свечение — тлеющий или искровой электрический разряд.

В свое время мой научный руководитель, профессор Томского политехнического института А. А. Воробьев высказал гипотезу о «подземной грозе» (см. «ТМ», № 12, 1975 г.). Согласно этой гипотезе, механические напряжения, возникающие в очаге накануне землетрясения, приводят к разделению электрических зарядов в горных

породах. И поскольку в толще земли деформируются значительные массы минералов, в них накапливаются большие свободные заряды. Возникают пробои, сверкают подземные молнии. Некоторые из них могут инициировать само землетрясение.

Но если подземная гроза — реальность, то должны наблюдаться и радиошумы. Вспомним: во время обычной атмосферной грозы при прослушивании радиопередач каждый разряд молнии сопровождается сильным треском в динамике. Мы слышим преобразованные в звук радиоимпульсы (связисты их называют атмосфериками), возникающие в плазменной области атмосферного разр^а.

Радиошум, едва проникающий сквозь толщу земли, томские ученые начали искать в экспедициях на Камчатке, в Узбекистане, Прибайкалье. За месяцы изнуряющих круглосуточных прослушиваний они зафиксировали немало аномальных всплесков радиошумов накануне землетрясений. Аналогичные наблюдения начали проводить и другие научные коллективы страны. «Подземные атмосферики» обнаруживали за сотни километров от очага готовящегося землетрясения.

А нет ли других признаков того же подземного процесса? При грозе обычно пахнет озоном. Его молекулы (Оз) образовались в плазме электрического разряда. Так вот, если бывают подземные грозы, должен появляться и подземный озон. Однако он может вырваться на поверхность далеко не везде. Искать его лучше всего в местах глубинных геологических разломов.

И вновь отправляемся в экспедицию. На первом же разломе нам удалось обнаружить концентрацию озона в воздухе в несколько раз выше фонового значения. Измерения днем и ночью, в ясную погоду и в дождь показали аналогичную картину и на других разломах.

Казалось бы, гипотеза подтверждена экспериментально. Огромные механические напряжения в земной коре непосредственно перед землетрясением действительно порождают мощные электрические поля и создают подземную грозу. Дальше, как говорят, дело техники: нужна высокоточная аппаратура, надежная методика выделения электромагнитных шумов и озоновых выбросов из природ

1 1

До землетрясения осталось...