Техника - молодёжи 1989-04, страница 22Раскол ьн и ков-1990 Леонид РАДЗИХОВСКИЙ, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник НИИ общей педагогической психологии АПН СССР Какие социальные перемены в молодежной среде можно прогнозировать в ближайшие годы? Сегодня в центре внимания средств массовой информации — так называемые «неформалы» Разумеется, они провоцируют интерес к себе, всячески вызывают его — своей одеждой, сленгом, поведением, обычаями и т. д. Однако для любого разумного наблюдателя очевидно, что хиппи и панки, рокеры и фанаты не просто незначительная часть молодежи. Это вообще несамостоятельное социальное явление, это, в сущности, лишь внешняя форма, которая может наполняться самым разным социально-психологическим содержанием. Когда взбаламученные структуры нашего общества успокоятся, когда, будем надеяться, у нас образуются достаточно четкие демократические институты, тогда сам собой пройдет и «эффект от неожиданности», повышенная реакция на неформалов. Они займут свое место в том социальном бульоне, который называется «молодежной средой», и перестанут оттягивать на себя все внимание общества. Серьезные, имеющие важные социальные, культурные, политические последствия, процессы в среде молодежи связаны, разумеется, не с неформалами, не с роком или спортивным «болением». Они, эти серьезные процессы, являются частным случаем общих перестроечных процессов, сдвига «геологических пластов» в нашей социальной почве. Сейчас в общественном сознании происходят два крупных и противоположных по своей направленности процесса Во-первых, выход на поверхность, ускорение и эскалация всего того, что уже сложилось, функционировало в годы застоя, но до поры до времени сдерживалось административными препонами, общим лицемерием и социальной апатией тех лет Во вторых, появление новых, оригинальных течений, собственно плодов перестройки. Причем, что характерно, и первое и второе зачастую идет под одним и тем же общим названием. Например, кооперативы. Здесь сталкиваются и переплетаются две противоположные линии. Первая разлив по поверхности «теневой экономики», сложившейся в годы застоя. Это узаконенная спекуляция под видом кооператива. Существует такая спекуляция при одиом главном условии: тайном (или почти открытом) сращивании «кооператоров» с коррумпированными чиновниками, обеспечивающими для своих партнеров возможность незаконной монополии Так расширяется и воспроизводится старый «рынок» — рынок монополий, рынок связей и взяток, рынок спекуляции Вторая линия — возникновение настоящих кооперативов, стремящихся честно производить и продавать на открытом рынке, открыто, экономически честно конкурируя друг с другом, не желая входить ни в какие сделки с ворующей бюрократией. Возникает новый рынок рынок в точном смысле этого слова. Разумеется, сегодня обе эти линии сплошь да рядом перекрещиваются, не существуют в чистом виде. Однако несомненно, что в дальнейшем их размежевание неизбежно. Будет государство уменьшать свое вмешательство в дела кооперативов — будет уменьшаться поле для «кооператива воров и взяточников»; будут кооперативам чинить все иовые ограничения и препятствия — будет сжиматься поле для кооперативов производителей, будут расти поводы для вымогания взяток. Или возьмем национальный подъем. В условиях девальвации в 70-е и 80-е годы всех официальных лозунгов национализм расцвел пышным цветом. И сегодня под видом «национального возрождения» всех наций сплошь да рядом просто выходит на поверхность накопленный в застойной атмосфере и зачастую далеко не бескорыстный шовинизм, вплоть до самых гнусных его форм. С другой стороны, в условиях гласности у людей появляется достоинство, в том числе национальное достоинство, распрямляются плечи и в этих условиях действительно начинается национальный подъем, национальное возрождение. Опять же и здесь две эти линии переплетены сегодня намертво, но и тут размежевание неизбежно. Для человека, болеющего за судьбу своей нации, худшего, более опасного врага, чем шовинист, просто нет. И обратно для шовиниста нет большего врага, чем настоящий патриот, не болтающий о «превосходстве» и величии своего народа, а стремящийся истинно оздоровить культуру и социальную жизнь народа. Вот такое столкновение двух потоков все большую остроту будет набирать в молодежной среде. Что накопили здесь годы застоя? Застой для молодежи вообще противоестествен — противоестествен социально так же, как физиологически. Отсюда особая резкость, с какой именно молодежь отторгала лицемерие пропаганды. Но свято место пусто не бывает — образовавшийся идеологический вакуум заполняли новые идеи. Я бы выделил здесь три взаимосвязанных крупных течения: потребительство, подражание всему зарубежному, национализм. Все они представляют собой продолжение сверхнормальных границ вещей, в принципе вполне естественных и неизбежных. Молодые люди хотят жить лучше, соответствовать высоким стандартам современного общества, их очень мало утешает соображение о том, что 20—30 (а то и больше) лет назад жили гораздо хуже. Они тогда не жили, и это их не волнует. Отсюда же и интерес ко всему западному, прежде всего к бытовой технике, несравненно лучшей по качеству, чем советская, к одежде и т. д Наконец, национализм — реакция на очевидные недостатки жизни, на отсутствие для себя лично социальных перспектив, которое чувствовали многие молодые люди и которое легко смешивается с ощущением, что «зажимают» твою нацию. Для того чтобы естественное желание жить лучше превратилось в принципиальную установку лишь на материальное обогащение, желание узнать и использовать передовой западный опыт обернулось «низкопоклонством» пред всем западным; уважение, любовь к своей нации — национализмом и шовинизмом — для всего этого достаточно одного — отсутствия идейного противовеса. И, действительно, чем громче провозглашались противоположные идейные ценности — бескорыстие, патриотизм, интернационализм, тем больше они девальвировались в нестерпимой для молодежи обстановке мертвой бюрократической лжи. Да, если хочешь убить идею — провозгласи ее устами бюрократа, которому никто (и он сам себе) не верит! Но то, что накопилось в течение застоя и пребывало в более или менее пассивной форме, то в момент, когда рухнули административные барьеры, выходит на поверхность, резко ускоряется. Потребительство оборачивается хищничеством. Мне кажется, что именно эта проблема — хищнической психологии, хищнических ценностей и соответствующего поведения — является сегодня (или явится завтра) центральной социальной проблемой в молодежной среде. Позволю себе небольшое отступление. Как-то раз, опаздывая на работу, я остановил «Жигули» и попросил меня подвезти. Там сидело двое ребят, и я стал невольным слушателем их разговора. Он был для меня настолько интересен что я с удовольствием поехал бы с ними и дальше... Интересно было все. Язык — эти ребята почти не употребляли вульгаризмов, сленга (разве что теперь уже общепринятое слово «тусовка»), мата. Нормальный русский литературный язык, грамотный, без междометий. Темы -— немного о спекуляции, немного о бане, немного о драке в баре, немного о делах, немного о качестве японской техники, немного о теннисе, немного о профессио 20 |