Техника - молодёжи 1989-05, страница 42Похоже, что и на этот вопрос, поставленный свыше 200 лет назад, скоро будет получен ответ. И хотя затянувшийся спор между представителями академического и — как бы это поточнее выразиться? — альтернативного подходов в науке еще продолжается, он начал приобретать конструктивный характер. Свидетельством тому всесоюзный «круглый стол», проведенный Философским обществом СССР и журналом АН СССР «Вопросы философии» на необычную, согласитесь, тему: «Философские проблемы нетрадиционных явлений психики». Пожалуй, впервые в стенах солидного академического журнала без всяких оглядок произносились слова «экстрасенс», «ясновидение», «телепатия», «телекинез», «биополе». В откровенном, остром подчас обсуждении парапсихологических (назовем и это тщательно избегаемое до недавнего времени слово, хотя его и поясняют статьи в 19-м томе БСЭ и «Философском словаре»!..) проблем участвовали физики, медики, философы, психологи. Среди них академик Б. В. РАУШЕНБАХ, доктор физико-математических наук И. М. КОГАН, доктора философских наук Д. И. ДУБРОВСКИЙ и J1. И. БАЖЕНОВ, другие известные ученые. Предлагаем вниманию читателей фрагменты их выступлений в изложении, подготовленные нашим специальным корреспондентом Александром Перевозчиковым. Парапсихология + Д. И. ДУБРОВСКИЙ: «ПРЕОДОЛЕТЬ СПОКОЙСТВИЕ ДУХА». Почему у нас мало работ, в которых рассматривались бы загадочные явления психики? На Западе накоплена гигантская литература по парапсихологии Сотни монографий, тысячи статей, масса специальных изданий. Причем участвуют в них не только «чистые» парапсихологи, но и видные ученые, зарекомендовавшие себя в своей области знания. Чтобы на высоком профессиональном уровне изучать эти вопросы, нужно сделать обзор этой гигантской информации, критически ее систематизировать. Здесь важны два обстоятельства, которые актуализируют проблему самопознания и самосовершенствования личности. Во-первых, усиливается разрыв между степенью познания человеком самого себя и внешнего мира, что создает угрозу будущему состоянию общества; во-вторых, нельзя совершенствовать общество, не совершенствуя индивидов Генеральный путь такого со трюк или реальность? вершенствования проходит через само позианне, самовоспитание, саморегуляцию И еще аспект обусловливает необходимость пристального внимания со стороны философов к уникальным возможностям человеческой психики. Фи лософия призвана исследовать не только общее, массовое, ординарное, но и единичное, уникальное, экстраординарное. Она должна последовательно проводить принципы научного мировоззрения при изучении загадочных явлений человеческой Психики. Такие явления встречаются повсеместно. Вот пример: взгляд человека несет большую эмоционально-информационную нагрузку, од-,нако механизм передачи информации |