Техника - молодёжи 1989-07, страница 7сем из другой оперы! Либо мы допускаем существование свободы воли — и тогда ею обладают все, либо признаем причинно-следственные связи — и тогда на все есть объективная причина. Человек заметно выделил себя из остального Мира, хотя отличие это дутое: оно произошло от смешения несопоставимых способов видения. Чтобы исправить ошибку, нужно построить схематическую картину Мира, где мы, люди, не обладаем никакими исключительными свойствами, и прояснить, таким образом, наше истинное место в Мире: наши права, обязанности, смысл существования. Другой путь — восстановить мифологическую, живую картину Мира. Хотя это будет сложнее: язык нашего времени лучше приспособлен для построения схем, нежели для живого общения с живым Миром. ПРОБЛЕМА ПАТОЛОГИИ Можно привыкнуть к жизни на вулкане — тем паче, если на нем родились вы и ваши предки, а жить больше все равно негде. Мы привыкли к тому, что вокруг нас — кирпич, бетон, асфальт, а лес — хорошо, если не реже, чем раз в неделю,— по воскресеньям. Мы привыкли пользоваться орудиями, которые суть не что иное, как костыли: топор, автомобиль, ЭВМ — все это суррогаты наших живых органов, а сами органы (мозг в том числе) тихонько атрофируются за ненужностью. Мы привыкли к физической неполноценности человека, а духовную — хоть и не признаем, но тоже к ней привыкли: есть, например, люди с феноменальной памятью — запоминают все просто так, и записывать не надо. Но в природе записные книжки не предусмотрены, и люди, пока не знали письма, запоминали все просто так. Просто так запомнили «Веды», «Илиаду»— а записать решили только тогда, когда начали забывать. С той же стороны можно взяться за любые другие «неисследованные явления человеческой психики». Норма стала феноменом, а значит, нормой стала патология. В своей книге «Глядя по-зеленому» Джо-натон Поррит, лидер экологической партии Великобритании, определил «грязную дю.жину» — ряд норм, обычных для современного человека, но, по мнению Поррита, странных. «Чем глядеть в пространство через телескоп Галилея,— пишет он,— давайте посмотрим вниз, на самих себя. Вообразите, если не сложно, вошедшее в пословицу зеленое создание с Марса, делающее ревизию планеты Земля... Предположив, что перед ним предстанет пример рациональности, наш марсианин едва ли не будет удивлен, когда обнаружит: что сохранить мир можно только под страхом полной аннигиляции планеты; что достичь «прогресса» и дальнейшего роста можно только путем добровольного уничтожения наших жизнеобеспечивающих систем; что мы, как одержимые, наращиваем использование наиболее дорогих и опасных источников энергии, наотрез отказавшись от остальных-вариантов; что мы тратим столько же на бесполезные орудия войны, сколько вместе на образование и на медицину...» Но так рассуждает лидер британских «зеленых» — чаще же человеку приписывают не только избранность, но и естественность: «избранность» человека абстрактного, идеального, который «звучит гордо», дополняется «естественностью» всего человечества, того самого, милые качества которого Дж. Поррит свел в «грязную дюжину». Уничтожение планеты, вполне здоровой и вовсе не дряхлой, объявляется новым шагом эволюции этой планеты. Занятна идея К- Э. Циолковского: человечество растет, потребности увеличиваются, Земля не справляется — следовательно, надо осваивать Космос Осваивать — значит, присваивать. Вот так древнее стремление постигнуть Космос обернулось стремлением его «освоить», когда на Земле уже будет нечего «осваивать», когда просто не будет Земли. Если мы согласимся считать себя вредоносными паразитами, такой процесс, возможно, и будет выглядеть естественным. Если же нет, получается, что человечество все таки выделяется из Природы. Оно тяжело больно. ПРЕДЛАГАЕМАЯ ТЕРАПИЯ Образ болезни требует образа здоровья — значит, нужно создать (а может — восстановить) картину идеального, естественного Мира. В логической схеме он выстраивается в иерархию структур, у каждой из которых (в том числе — у человечества) своя функция, и все эти А. Смолич. «гФермер» функции, с точки зрения целого, равноправны; мифологический же мир оказывается сообществом личностей (среди которых личность человечества, включающая личности отдельных людей), каждая личность обладает свободой воли — какая-то в большей степени, какая-то в меньшей. Корректно построенная картина идеального мира даст нам этический идеал. Приведение реальности к идеалу составит цель. Описание путей достижения цели — это и есть программа действий. Вот как все просто получается. Надо только избавиться от методологических ошибок, связанных с двумя общественными заблуждениями — что весь мир создан для нас и будто мы не можем отличаться от остальных видов в худшую сторону. Вера нашего вида в свою исключительность, избранность произошла, вероятно, от видового комплекса неполноценности. Но чем идти на поводу у комплекса, лучше его увидеть, назвать по имени, проанализировать — и постараться от него избавиться. 5
|