Техника - молодёжи 1989-11, страница 18

Техника - молодёжи 1989-11, страница 18

На схеме, заимствованной из зарубежного научного журнала,— проект электростанции на основе <гхолодного ядерного реактора». Но сейчас уже вряд ли имеет смысл пояснять цифры на ней: перспективы ХЯС, по оценкам специалистов, практически равны нулю. Так что на схему можно смотреть почти как на исторический памятник, поучительное свидетельство о быстротечных научных сенсациях конца XX века. Типичная ситуация: ученые еще толком не убедились в наличии ХЯС. а уже готов проект чХЯЭС» — конечно же, экологически чистой, безопасной и, как очень хотелось надеяться, экономичной (хотя последнее с самого начала было весьма сомнительно). Поучительно и то, что электроэнергию собирались получать все тем же традиционным путем: через многоконтурную систему отвода тепла и паровые турбогенераторы — направление в большой перспективе явно тупиковое...

вернулся в США и в 1988 году стал даже главой химического отделения университета в Солт-Лейк-сити. Там еще с 1984 года работал по его приглашению Флейшман. По словам Понса, в том году их и осенила идея нового пути осуществления ХЯС, и он увлекся ею настолько, что вложил в исследования около 100 тыс. долларов собственных средств.

Свою предысторию имеет и конфликт двух электрохимиков с физиком Стивеном Джонсом, которого Понс обвинил едва ли не в краже идеи. Дело в том, что работают они в двух разных университетах одного и того же штата Юта — в городах Солт-Лейк-сити и Прово. В соответствии с порядком финансирования исследований, принятым в американской науке, осенью 1988 года Джонс был привлечен как независимый эксперт для рассмотрения заявки Понса на грант — субсидию на проведение научных работ по определенной теме. Значимость этой темы, то есть целесообразность выделения средств, и предстояло оценить физику из Прово. Из заявки он якобы понял идею электрохимического способа ядерного синтеза, которую вскоре успешно «освоил».

Джокс в ответ привел в «Нью-Сайентист» страницу из своего рабочего журнала, где сделал рисунок собственной электрохимической «ячейки» для проведения синтеза еще в мае 1986 года. Он сообщил, что, рассмотрев заявку Понса (и кстати, рекомендовав утвердить ее), действительно понял суть дела, но тут же предложил сотрудничество, поскольку уже долго занимался той же проблемой и притом имел чувствительный детектор нейтронов, чего не было у электрохимиков из Солт-Лейк-сити.

Вначале Понс вообще отказался от переговоров, но в конце концов 6 марта 1989 года представители администрации двух университетов вместе с учеными договорились согласовать сроки публикаций по этой проблеме (конечно, переговоры велись совершенно конфиденциально — их участники прекрасно понимали, что дело «пахнет» Нобелевской премией). Стороны сошлись на том, чтобы подать свои материалы для публикации в «Нейчер» одновременно, 24 марта. Но в последний момент у Понса и Флейшмана не выдержали нервы— и 23 марта они устроили свою пресс-конференцию.

Рассказ о дальнейшем развитии событий мы довели до прошедшей в мае весенней сессии Американского физического общества. В самом конце мая в г. Санта-Фе (штат Нью-Мексико) состоялся другой авторитетный научный форум — так называемая Лос-Ала-мосская конференция. Уже там М. Гэй сообщил многое из того, что затем опубликовал в «Нейчер» от 6 июля.

В июне критика идеи ХЯС лишь усилилась. 22 июня все тот же «Нейчер» напечатал статью «Двойной удар по холодному термояду». Речь шла об отрицательных заключениях двух известных ученых.

Д. Уильяме из Харуэллской лаборатории (Англия) объявил о прекращении всех попыток воспроизвести результаты Флейшмана и Джонса. Потеряв три месяца и сотни тысяч фунтов стерлингов и не получив никаких результатов, он сказал, что больше не может тратить деньги и интеллектуальные ресурсы на «пустышку». Интересно, что Флейшман является научным консультантом лаборатории в Харуэлле в области химии.

Второй удар был нанесен из Лос-Аламосской лаборатории, где Дж. Менлав также сообщил о прекращении экспериментов. Мы уже писали, что наибольшие сомнения физиков в реальности холодного синтеза с самого начала вызывала слишком низкая интенсивность потоков нейтронов в проводившихся экспериментах (да и то не во всех). В Лос-Аламосе показали, что вы

16