Техника - молодёжи 1989-11, страница 47

Техника - молодёжи 1989-11, страница 47

почувствовать направление его силы.

Закрепите левой рукой руку противника на запястье, правый локоть прижмите к корпусу и сделайте правой ногой шаг вперед, перенося на нее вес тела (8).

Обхватите правой кистью правое запястье противника и постарайтесь вы вести его руку в положение, при котором предплечье и кисть составляют прямой угол (9)

А теперь легкое движение руками вперед и вниз — противник повержен (10). Очень важно сохранить захват противника на вашем запястье во время выполнения приема, сильно прижав его кисть левой рукой. Это позволит осу ществить болевое воздействие.

Если вы внимательно читали наши предыдущие публикации, то, конечно, заметили, что все эти приемы имеют в основе одно и то же базовое движение бедер «Удав готовится к броску» («ТМ» № 6 за 1987 год), которое мож

но сравнить с возвратно-поступатель-ным движением маятника. Положение, в которое выводится рука противника, также встречалось в разминочпых упражнениях («ТМ» № 12 за 1988 год) - вторая часть упражнения «Сорвите плод с дерева». В дальнейшем будут описаны приемы самозащиты, основанные на других базовых движениях. Таким образом, уже в разминке заложены отдельные элементы, из которых потом вырастает система приемов самозащиты. Советуем не пренебрегать разминочным комплексом, чтобы подготовить тело к выполнению предлагаемых приемов.

КУДА ВЕДЕТ АЙКИДО?

Этот своеобразный вид боевого единоборства считается самым молодым в семье воинских искусств Востока. Возник он накануне второй мировой войны в Японии. Его создатель Морихей Уэсиба дал ему название айкидо. В какой-то степени появление айкидо было ответной реакцией на распространение в Японии современной системы каратэ, которая была разработана выходцем с Окинавы Гитином Фунакоси. Однако парадокс состоит в том, что оба мастера лишь модернизировали отдельные раз

делы древнего искусства боевого единоборства, издавна известного народам Востока под разными названиями.

Вокруг имени М. Уэсибы еще при жизни сложились романтические легенды Рассказывают, например, что в детстве он был слабым ребенком, которого часто обижали сверстники А однажды он стал свидетелем расправы односельчан над его отцом. Мальчик поклялся отомстить обидчикам. Упорные тренировки сделали свое дело, и он выполнил клятву. Но такие истории, напоминающие сюжеты мелодраматических фильмов, любят рассказывать о себе невысокие люди, страдающие комплексом неполноценности И хотя Уэсибу отличал весьма небольшой даже для японца рост, хочется думать, что не эти обиды толкнули выдающегося мастера на освоение воинских искусств.

Путь М. Уэсибы к айкидо был нелегким и долгим. Чтобы лучше понять его вклад в развитие воинских искусств, обратимся к истории. Где-то на рубеже XI—XII веков поселился в Японии китайский вельможа, прогневавший своего императора и вынужденный эмигрировать. Не имея средств к существованию, он стал зарабатывать на жизнь, обучая боевым искусствам отпрысков одного знатного японского семейства.

В большинстве китайских школ у-шу того времени существовали разделы, куда обязательно входило изучение приемов с болевыми захватами рук. То ли вельможа отдавал предпочтение таким приемам, то ли его ученики лучше всего усвоили именно их, но с той поры секреты захватов рук стали достоянием этого японского семейства, ревниво оберегаемым от посторонних глаз.

И вот в одном из поколений семейства нашелся мастер, который сумел придать данному разделу китайского у-шу вид законченной системы. Бытует мнение, что базовые движения для своей системы он позаимствовал у паука, опутывающего паутиной пойманную жертву. Поскольку создатель системы носил фамилию Такеда, так же стало называться и культивируемое боевое искусство.

Шло время, только что закончилась русско-японская война, и демобилизованный из армии, удостоенный боевых наград Уэсиба отправляется на остров Хоккайдо. Молодой человек переживает тяжелый душевный кризис. На войну он пошел добровольцем, но его патриотический пыл быстро угас. Перед ним открылась вся бессмысленная жестокость кровавой бойни, и с тех пор он воспринимает агрессивность и насилие как величайшее зло в мире.

К тому времени на Хоккайдо обосновался один из отпрысков семейства Такеда, который отнюдь не отличался благонравным поведением и должен был скрываться от гнева своих родственников. Он основал на острове школу и за деньги обучал тайному семейному искусству всех желающих. Среди его учеников оказался и Уэсиба.

45