Техника - молодёжи 1989-11, страница 58

Техника - молодёжи 1989-11, страница 58

ство мин, гранат и других боеприпасов — таково было содержимое хранилищ, за которые отвечал разведотдел штаба Украинского военного округа. Запасы на территории Белоруссии предусмотрели еще большие: там спрятали 50 тыс винтовок, 150 пулеметов, выделили в достатке минно-взрывные средства. Аналогичную работу провели в Ленинградском военном округе.

Заблаговременная подготовка бойцов для будущей возможной партизанской борьбы началась еще в 1923 году. В дальнейшем их не раз привлекали для прохождения учебных сборов, которые маскировали под различные мероприятия «пожарников», «охотников» или «рыбаков». Однако планомерная и систематическая работа по обучению диверсионных групп развернулась с 1930 года.

За организацию дела отвечало IV управление штаба РККА, где я тогда служил, выполняя обязанности инструктора. Причем сферой моей деятельности был Украинский военный округ. Там обучение будущих партизан велось в пяти зак рытых спецшколах (три располагались в Киеве, одна в Харькове и одна в Купянске).

Преподавателями в школах были высокообразованные командиры, имевшие к тому же богатый опыт партизанской борьбы в гражданской войне. Назову лишь нескольких, кого я знал лично. Это Г. Баар, М. Мельников, М. Железняков, К- Шинкаренко и другие:.. Все они, как и перечисленные ранее военачальники более высокого ранга, не дожили до начала Отече ственной войны, были репрессированы в 1937 году.

Для обучения технике и тактике диверсий людей со штатской службы отбирали очень осмотрительно. Предпочтение отдавалось бывалым партизанам либо тем, кто имел полезную для дела гражданскую специальность — электромонтера, водителя, химика и особенно радис та. Из них готовили не партизан вообще, а бойцов определенной квалификации: минеров, разведчиков, снайперов. В программу их обучения входила обязательная парашютная подготовка, включая ночные прыжки.

Не каждый принятый в спецшколу смог ее окончить. Были издержки в связи с кампанией раскулачивания и выселения многих крестьянских семей в отдален

ные районы. Иных скосил разразившийся в то время голод, некоторые пострадали от противоправных действий судов и внесудебных органов. Кадровых советских диверсантов (представьте, был в 30-е годы такой термин) приходилось спасать, устраивая их на сахарные заводы и стройки, в управления электросетей, леспромхозы Потери мы сводили к минимуму, как могли.

ЧЕГО МЫ ДОСТИГЛИ

Уже осенью 1932 года на общевойсковых учениях под Ленинградом хорошую выучку продемонстрировали около 500 выпускников наших спецшкол из трех военных округов. В том же году под Москвой прошли Бронницкие маневры, в которых участвовали пар тизаны-парашютисты под командованием С. А. Ваупшасова. Возможности скоординированных действий диверсионных отрядов и авиации оценивались в ходе командно-штабных учений под Киевом (1933 год). Причем вывод по их результатам был таким: заранее обученные подразделения при надлежащем управлении из единого центра в состоянии провести внезапную широкомасштабную операцию, которая парализовала бы все коммуникации в западных областях Белоруссии и Украины, занятых условным противником.

Это была вполне реальная оцен ка, поскольку к тому времени на Украине штаб округа подготовил

Вспомнили партизаны минувшие дни. Слева направо: С. А. Ковпак. И. Г. Старинов, Г. М Линьков

не менее 3 тыс. бойцов и командиров, владеющих военно-техническими специальностями для противоборства с агрессором за линией фронта. Примерно столько же их насчитывалось и в Белоруссии. Были они и в Ленинградском военном округе. Кроме того, значительная часть командного состава и политработников в самой Красной Армии прошла соответствующую подготовку и могла организовать переход войск, оказавшихся в тылу врага, к проведению диверсионных операций. А это совсем особая наука.

Еще герой войны 1812 года Денис Давыдов четко обозначил главную цель партизан: отрезать армии противника от источников снабжения. Партизанские отряды, писал он, не должны замахиваться на общевойсковую задачу - нанесение прямых ударов по крупным силам неприятеля. Нет им резона ввязываться и в мелкие единичные акции («сожжение одного или двух амбаров», по словам Давыдова). Эти основополагающие идеи были лейтмотивом книги комбрига Каратыгина, лекций инструктора Железнякова, различных учебных пособий и методик.

Подводя итог сказанному, смело могу утверждать: завет М. В. Фрунзе о продуманной подготовке к возможной партизанской войне был выполнен задолго до нападе

56