Техника - молодёжи 1989-11, страница 60

Техника - молодёжи 1989-11, страница 60

Однажды..

Спаситель Эйфелевой башни

Эйфелева башни в этом году торжественно отпраздновала саой вековой юбилей А ведь его могло бы и не быть, ибо по договору с городскими властями инженер Александр Гюстав Эйфель (1832—1923) должен был в 1909 году разобрать башню и продать на слом.

Парижскую достопримечательность спас майор Жак Фер-рье — пионер радиодела во французской армии. Явившись к отцам города в парадном мундире, ои молча выслушал их доводы, а потом вдруг гиевио затопал ногами и разразился яростной речью, самыми мягкими словами в которой были «недотепы» и «иедоумки» В конце концов обескураженные чиновники уяснили, что радиотелефонная техника позарез нужна французской армии, что башня — идеальная антенна и что армия категорически настаивает Иа ее сохранении...

В 1918 году, когда с помощью

году я еще не умел по-иастояще-му ругаться. Делая вид, что внимательно выслушиваю чиновников, и тем временем мучительно вспоминал ругательства, которыми пользуются мои сол даты...

Мост торчком

Когда Эйфель предложил построить на Марсовом поле в Париже «башню в виде стрелы», осторожные отцы города выразили свое сомнение:

— Вы утверждаете, что высота «стрелы» достигнет 300 метров! Возможно ли это? Ведь башня будет выше пирамиды Хеопса..

— Да, вдвое,— уточнил инженер.— Но по конструкции она будет именно пирамидой

— Башня. Стрела. Пирамида... Однако же не из камня вы собираетесь ее строить?

— Нет,— ответил инженер.— Выбран самый надежный материал — железо.

— Гм.. Из ваших документов видно, что вы до снх пор строили лишь мосты. А лучшие мосты — каменные .

— Да, вы правы,— ответил ннжеиер.— Но это касается коротких мостов. Длинные можно строить только из железа. Моя башия и будет длинным мостом, как бы поставленным на попа...

башии было принято радиосооб щение о капитуляции кайзеровской Германии, полковник Фер-рье, принимая поздравления коллег, сказал:

— Господа! Использовать башию в качестве антенны Эй фель предложил за несколько лет до меня. Поэтому моя заслуга совсем в другом. В 1909

Когда в 1889 году башия вознеслась над Парижем, журналисты в свое воемя поддержавшие Эйфеля, лнковалн:

— Башия, стрела, мост... Какая разница? Главное — инженер оказался прав.

Рис. Владимира ПЛУЖНИКОВА

Параллели

Споря о мире

Говоря о Воззрениях древних философов иа природу, большинство из нас далеко не всегда ясно представляет, какие идеи отстаивал тот нлн нной философ древности, каких взглядов на строение мнра придерживался. Чтобы прояснить этот вопрос, укажем, что у истоков гречес кой философии стояли две школы, два направления — ионийская и италийская. Выдающейся заслугой представителей первой было стремление свести все многообразие вещественного мира к одному или нескольким неизменным элементам. Так, Фалес Милетский считал, что начало всего — вода. Его последователь Анаксимандр предлагал вместо воды некую единую материю— «апейрон», а живший позднее Анаксагор склонялся в пользу качественно различных элементов, делимых до бесконечности.

Крупный вклад в натурфило софню внес Платон, построивший не лишенную мистики модель природы и науки. Истинным он считал вечный, идеальный, абсолютный мир идей, первичными элементами которого явля лись четыре геометрических тела — куб, икосаэдр, октаэдр н

тетраэдр. Им в реальном мире соответствовали четыре элемен тарных первичных материи — вода, земля, воздух и огонь. Аристотель — ученик Платона — выдвинул другую идею: ос нова сущего — делимая до бесконечности материя, создаваемая четырьмя элементами-качествами — тепло-холод, сухость-влажность, земля-вода и воздух-огонь и пятым элементом — квинтэссенцией, напоминающей эфир.

Воззрения мыслителей италийской школы носили несколько иной характер. Так, Пифагор считал, что основа мира — число Гераклит (некоторые, прав да, относят его к другой школе) выдвигал на эту роль огонь — вечно текущую и изменяющуюся субстанцию. Парме-ннд считал землю и огонь основными элементами сущего, а воду и воздух — производными. Лев кнппу мир представлялся как пустота, в которой вечно движутся плотные, полные, однородные по качеству, но различные по форме неделимые частицы. Этих воззрений придерживался н последователь Левкиппа — Демокрит, доказывавший, что все в мнре состоит из неделимых частиц — атомов, построенных нз одного вещества, но разных по величине и форме.

Если попытаться выделить главное, то нетрудно убедиться что в целом мыслители ионнйс-

Узелок на память

Еще одно уточнение

Укоренившихся, но неправильных и даже несправедливых мнений в истории науки н техники сколько угодно То формулу, выведенную О. Хевисавдом, припишут А Эйнштейну, то честь изобретения конвейера незаслу жен но подарят Г. Форду.

Вряд ли многие знают, что принцип электрофотографии (ксерокс) открыт еще в 1936 году болгарским академиком Г Наджаковым. Он иссле

довал фотоэлектрические явления, при которых под воздействием света и электрического поля на диэлектриках происходит перераспределение положительных н отрицательных электростатических зарядов. Этн теоретические работы Наджакова ста

ли известны сперва в Швейцарии, а потом и во всем мнре.

В 1938 году американец Ч. Карлсон запатентовал «сухой метод получения изображений», то есть ксерографический процесс, базирующийся именно на избирательной поляризации за рядов в структуре высоко омного диэлектрика. Болгарский приоритет он даже ие упомянул. И был, в свою очередь, наказаи. После демонстрации в США первой машины, делающей копии текста и штриховых рисунков, физики нз университета в Чикаго заявили о полной ее бесперспективности. Оин утверждали, что сам метод пригоден лншь для физических экспериментов по фотопроводи мости.

Пессимистическнй прогноз на практическое применение ксе рографии продержался всего пять лет. Затем через Англию (а ие через США!) она начала свой победный путь по всему миру. И лучший ответ на «прогноз» фнзнков из Чикаго состоит в том, что сейчас в мнре за год производится более 150 млрд. ксерографических копий. По выпуску копировальных машин США отстают от Японии, а по спектру их применения в науке — от Англии. Словом, пессимистические прогнозы обходятся дорого.

f