Техника - молодёжи 1989-12, страница 42

Техника - молодёжи 1989-12, страница 42

Столько забытых истин сокрыто в древних символах. Они могут быть оживлены, если мы будем изучать их самоотверженно.

Н. К. Р е р и х

свидетельствуют предания и легенды, в VI веке получила развитие уникальная, эффективнейшая сис тема приемов рукопашного боя, обретшая впоследствии столько различных имен: кэмпо, кунг-фу, каратэ... Появление этого грозного искусства (а может быть, и науки?) неразрывно связано с именем индийского монаха-миссионера, основателя чань буддизма в Китае. Звали его Та-Мо, известен он и как Дарума Тайши и Бодхидхар ма Не исключено, что он был весьма знатного рода, а потому хорошо знал индийскую борьбу вадж

Тайна «повелителя зверей»

С маленькой квадратной пластины из обожженной глины сквозь тьму почти пя тидесяти веков смотрит на нас бесстрастный лик человека, сидящего в позе для медитаций. Покой и сосредоточенность читаются в его облике «Повелитель зве рей» — знаменитая печать из Националь ного музея Индии в Дели.

Александр ЕНА,

кандидат географических наук, г. Симферополь

«Рогатый бог» из Хараппы

«Уже давно внимание ученых привлекает изображение на печати так называемого рогатого бога, сидящего на троне или земле. Своеобразна его поза — ноги как бы прижаты к телу, пятки соприкасаются типичная йогическая асана. На голове божества два рога, между ними дерево, окружают его тигр, носорог, слон, зебу» — так описывается в литературе эта небольшая терракотовая печать, обнаруженная при археологических раскопках одного из двух известных нам городов древнейшей цивилизации долины Инда — Хараппы, руины которого находятся в пакистанской провинции Пенджаб.

40

«Повелителем зверей» называют изображение на печати член научного совета Американского музея естественной истории профессор антропологии Уолтер А. Ферсевис-младший. Надпись на ней он трактует так: «Черный, Черный Буйвол, Высокий, Господин Вождей». Некоторые исследователи обнаруживают в «рогатом боге» немалое сходство с индуистским Шивой и считают, что это одно из первых изображений йоги, причем главным аргументом их версии служит характерная поза — бадрасана («тронная поза»)

Так чей же облик дошел до нас почти через 5 тыс лет? Попробуем поискать ответ в совершенно неожиданной области — в истории зарождения и развития боевых искусств Восточной Азии.

По следам Бодхидхармы

Традиционно принято считать: классические боевые искусства Востока, интерес к которым в мире сейчас стремительно растет, сформировались в китайской провинции Хэнань, на берегах Желтой реки. Именно здесь, в монастыре Шао-линь («молодой лес» — кит.), как

рамукти — приемы владения ору жием

Специальные упражнения, с которыми Та Мо познакомил монахов Шаолиня, по мнению ряда современных исследователей, являлись не чем иным, как йогическими асанами; другие же, не без основания, считают, что скорее всего это были приемы борьбы или же их ритуальные имитации. Тем более что со временем монахи Шаолиня стали широко известны во всей провинции как непобедимые кулачные бой цы

Нельзя сказать, что до появления в Китае Та-Мо здесь не было боевых искусств. В древнекитайс ких хрониках неоднократно ссыла ются на книгу под условным названием «Кунг-фу», написанную предположительно в 2698 году до н. э. В дальнейшем китайская национальная система гимнастики была в значительной степени усовершенствована и дополнена легендарным врачом древности Хуа-То, жившим в III веке. В основу его системы, известной под названием «би цзинь чжи», легли движения, подмеченные у различных животных и птиц обезьяны, журавля, медведя и оленя. Позднее к ним добавились символические движения змеи, крысы, коня, богомола, а также мифического дракона, аналогии ко

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Техника молодежи китайская гимнастика

Близкие к этой страницы