Техника - молодёжи 1990-01, страница 43

Техника - молодёжи 1990-01, страница 43

Лев ВЯТКИ Н,

инженер

Второй побег

Наполеона

Антология таинственных случаев

а/

История с нефритовыми шахматами

6 марта 1816 года на острове Святой Елены произошло малоприметное событие Возвратившийся с прогулки в порт Джеймстаун личный врач Наполеона Бонапарта О'Мера принес в Лонгвуд — резиденцию опального императора — нефритовые шахматы. Отдав слуге шляпу, трость и перчатки, О'Мера принялся расхваливать покупку вошедшему в гостиную Наполеону. Шахматы, заявил врач, он приобрел случайно у китайских купцов, приплывших накануне.

«Я отдал за них всего тридцать наполеондоров»,— сказал он. Бонапарт не без любопытства осмотрел фигуры и заметил, что они, по его мнению, чрезмерно массивны. «Нужна подъемная машина, чтобы их двигать», добавил он, взвешивая на ладони ферзя.

После обеда Наполеон вернулся к шахматам. Постоял над ними в своей характерной позе, держа левую руку за спиной и о чем-то сосредоточенно размышляя. Затем расставил фигуры, предложил врачу сыграть партию.

Одержав скорую победу, удовлетворен но удалился к себе в спальню. И в последующие дни Наполеон играл в шахма ты довольно часто, особенно в непогоду. При отсутствии партнеров разыгрывал партии сам с собой. Он предпочитал шахматы даже бильярду...

Записи людей из ближайшего окружения Наполеона (Лас Казас, Бертран, Монтолон и Гурго) позволяют с документальной точностью проследить ряд событий, происшедших после появления нефритовых шахмат в гостиной Лонгвуд а.

Например, в пятницу 29 марта Наполеон отправился на прогулку. Случайно встретил китайского шкипера. Выяснилось, что тот неплохо владеет французским. Разговорились. Наполеон очень интересовался условиями плавания в этих широтах в разное время года. Бдительная охрана доложила об этой встрече адмиралу Кокбурну, временно исполнявшему обязанности губернатора. Заподозрив неладное, адмирал распорядился, чтобы китайские суда заходили в порт исключительно по одному и не задерживались вблизи острова более трех дней. Караулы вокруг резиденции были усилены.

Лас Казас отметил в дневнике, что

за обедом Наполеон неожиданно попросил присутствовавших рассказать, как восприняла Европа его успешный побег с острова Эльба, совершенный в марте 1815 года и добавивший ему сто дней царствования. Сам Лас Казас ответил: «В гостиных Европы смеялись Не смеялся лишь Питт-младший в Англии!» Наполеон оживился: «Я жалею, что не вторгся в Англию подобно Вильгельму Завоевателю и не сделал ее республикой. В разных гаванях у меня были приготовлены к десанту 80 французских и испанских кораблей и разработан подробный план...»

На следующий день, в субботу, да и в воскресенье, Наполеон пребывал в прекрасном расположении духа. Напевал под нос итальянские песенки, отпускал слугам легкие подзатыльники. Казалось, он забыл о своем заточении, о бдительных часовых. Приказав приготовить себе походную кожаную ванну, с наслаждением погрузился в теплую воду и попросил камердинера Маршана потереть щеткой спину. При этом восклицал: «Сильнее, еще сильнее, знаешь, как осла!»

Нефритовые шахматы, подаренные Наполеону, оказались с секретом. В июле 1986 года, через 170 лет после описанных событий, мировая пресса сообщила, что фирма «Кристи», специализирующаяся на антиквариате, продала эти шахматы с аукциона. Их новый владелец случайно обнаружил, что одна из фигур развинчивается. Внутри скрывался листок бумаги с подробным планом побега. В газетах высказывалось мнение, что Наполеон, вероятно, даже не подозревал об этом послании.

Однако вряд ли это так. Нефритовые шахматы и спрятанный листок с планом упоминаются в мемуарах генералов Гурго и Монтолона, добровольно отправившихся в изгнание вслед за своим императором. О готовившемся побеге можно вкратце сказать следующее. Получив известие, что американский торговый парусник с заговорщиками на борту находится на подходе к острову, Наполеон должен был назваться больным. Один из друзей им

40