Техника - молодёжи 1990-01, страница 45

Техника - молодёжи 1990-01, страница 45

20 фримера (10 декабря) 1797 года Фултон в толпе восторженных парижан был свидетелем торжественного приема 28-летнего генерала — героя Итальянского похода. Пять членов Директории в шитых золотом мантиях, министры, члены Совета старейшин и Совета пятисот под звуки национального гимна приветствовали Бонапарта. С изысканной, льстивой речью к нему обратился Талейран.

Историки считают, что именно тогда пришла Бонапарту в голову тщеславная мысль «обыграть Директорию», взять власть и остаться в Париже. Не менее важная идея созрела и в голове молодого Фултона. Он твердо решил донести до французского правительства свой удивительный проект

13 декабря он направляет в Директорию знаменитое письмо с предложением уничтожить английский флот из-под воды, при помощи изобретенных им «ныряющих кораблей», особых аппаратов, способных передвигаться на глубине. Позволим себе хотя бы частично привести этот любопытный документ.

«Граждане Директории! Испытывая интерес ко всему, что могло бы нанести урон английскому флоту, я рассчитал конструкцию механического аппарата для уничтожения флота, который держу под большим секретом. Однако для практического использования аппарат необходимо усовершенствовать. Грандиозный проект сей побуждает меня просить о предоставлении мне возможности провести испытания моей машины. Чтобы избавить вас от излишних хлопот, я основал компанию, которая возьмет на себя часть расходов и весь объем работ... Французское правительство должно гарантировать, что уплатит компании 4 тысячи франков за каждый уничтоженный при помощи моего изобретения 40-пушечный корабль и две тысячи за более мелкий...»

К письму прилагалась действующая модель подводного корабля весьма необычной формы. По просьбе Директории специальная комиссия из «бессмертных», в которую вошли Монж, Лаплас, Монгольфье и Перье, съехалась к дому Фултона на рю Бак. Ученые тщательно изучили предложенные чертежи и расчеты, затем составили заключение, которое и положили на стол морского министра: «Машина, безусловно, остроумна, а предлагаемое оружие — невидимо и ужасно...»

Далее говорилось, что подводный аппарат вполне может быть построен, если изобретатель устранит некоторые недостатки: слепоту, медленность передвижения под водой и недостаточную плавучесть, близкую к нулевой. Вскоре с Фултоном заключили контракт, и он энергично принялся за работу. В Руане, в мастерских братьев Перье.

В мае 1800 года аппарат был спущен на воду. В длину он имел 21 фут 4 дюйма, при ширине 7 футов. «Слепоту» судна Фултон устранил тем, что встро

ил в корпус три иллюминатора. «Архимедов винт» был заменен четырех-лопастным, который как шарманку через систему передач крутили два дюжих матроса. Это заметно прибавило скорость.

Подводный аппарат назвали именем красивого морского моллюска — «Наутилус». Мог ли Фултон предполагать, что спустя много лет великий фантаст Жюль Верн наречет этим именем чудесный корабль капитана Немо, после чего оно станет нарицательным?..

13 июня «Наутилус» отбуксировали в Париж и пришвартовали недалеко от Дома инвалидов у гранитных ступеней, спускающихся к Сене. Изобретатель давал комиссии последние пояснения; на набережной собралась огромная толпа. Затем Фултон (с двумя дюжими матросами) спустился в «Наутилус». При свете двух свечей задраил люк и открыл шлюзы балластных цистерн. На глазах изумленных парижан диковинный аппарат исчез под водой.

Через некоторое время в лондонском Адмиралтействе пережили изрядный испуг, получив подробное описание испытаний на Сене. Члены парламента и Питт-младший не на шутку встревожились: в перспективе вырисовывалась коренная перемена тактики морского боя, к которой «владычица морей» была совершенно не готова.

25 августа Фултон совершил несколько контрольных погружений в море. Для тренировки экипажа и отработки постановки 150-фунтовых пороховых мин (в виде медных бочонков). Затем принял участие в действиях против английского флота. 12 сентября вышел из Гавра и после трех дней автономного плавания, покрыв 50 миль, дважды пытался подвести мины под днища неприятельских кораблей. Но в последний момент те снялись с якоря и удалились Вероятно, следовало атаковать ночью, но эта мысль пришла Фултону слишком поздно. Он писал Монжу и Лапласу: «Я считаю, граждане, что самая тяжелая часть работы выполнена. Мною доказана возможность ПОДВОДНОЙ НАВИГАЦИИ, а это значит, что сейчас появится целая новая серия идей о

способах ведения войны на море, а также и их предупреждения...»

Результаты своего рейда и свои наиболее важные соображения он поторопился изложить самому Наполеону, который принял его в Тюильри 1 декабря 1800 года. Фултон просил кредит в сумме 57 тысяч франков для строительства более совершенного «Наутилуса» и изготовления 20 боевых мин.

«Гражданин Первый консул,— начал изобретатель, стараясь произносить слова без акцента,— предоставьте мне средства для постройки десятка «наутилусов», обеспечьте их содержание в Бресте, Шербуре и Гавре, обучите тридцать храбрецов, и с Англией будет покончено!»

Но Наполеон отнесся к идеям Фултона крайне скептически. Не помогла поддержка Монжа и Лапласа. Он знал, что для победы в сражении необходимы большие потери в живой силе, и не верил, что техническое изобретение способно принести результат почти без человеческих жертв...

Крайне огорченный, Фултон за собственный счет строит значительно усовершенствованный «Наутилус-2». 3 июля 1801 года выполняет в Бресте с командой из трех человек пробные погружения на глубину 35 футов. Затем последовали испытания по плаванию в надводном (под парусом) и подводном положении, на продолжительность погружения. Использование медного баллона с воздухом, сжатым до давления 200 атмосфер, позволило довести время подводного плавания до 6 часов. Последние испытания были проведены в присутствии комиссии Морского министерства и академиков

На Брестском рейде был поставлен на якорь старый барк. Фултон вышел по компасу к цели, подвел под днище корабля мину и взорвал. Результаты были немедленно доложены Наполеону вместе с предложением Фултона запереть минами и «наутилусами» английский флот в основных портах, особенно в устье Темзы. После этого, считал Фултон, англичане будут вынуждены подписать выгодный для Франции мир.

42