Техника - молодёжи 1990-02, страница 20

Техника - молодёжи 1990-02, страница 20

психотерапевтическая формула, у таких пациентов возможны осложнения. Разумеется, уникальный феномен Кашпи-ровского нужно использовать как можно шире, чтобы он мог принести пользу как можно большему числу пациентов. Но, повторяюсь, телесеансы чреваты серьезными последствиями, и это — сдерживающий момент.

+ А. В. БРУШЛИНСКИЙ,

член-корреспондент АПН СССР:

ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТЬ МОЖЕТ ОКАЗАТЬ ТОЛЬКО ЛИЧНОСТЬ!

Феномен Кашпнровского затрагивает самые фундаментальные, самые острые проблемы психологии. Взять, например, вопрос, обсуждаемый крайне редко, но который тем не менее лежит в основе всей психологической науки: материаль на нли нематериальна психика? Сюда относятся проблемы психоанализа, социально-психологической сущности человека и многие другие.

Во времена не столь отдаленные, последствия которых мы сейчас переживаем, среди психологов было распространено едва лн не командно-административное представление о том, что на людей, в частности на молодых, а в особенности на детей, стопроцентно, так сказать, безо всяких промежуточных условий влияют школа, общество, воспитатели, и не только влияют, а и формируют воспитуемых по образу н подобию своему.

Это очень наивная установка уже в те годы преодолевалась рядом психологических теорий. В связи же с феноменом Кашпировского — нзвиннте, что я так называю это и впрямь интересное явление — особенно остро встал вот какой вопрос.

Известно, что с помощью внушения один человек может оказать на другого очень глубокое, серьезное влияние. Это с одной стороны. С другой — человек обладает относительной самостоятельностью по отношению к любым внешним воздействиям, в том числе к специальным психогенным влияниям. Очевидно, есть внутри человека, в его психике механизмы так называемого упругого сопротивления, которые категорически препятствуют внешним воздействиям.

То, что сейчас мы обозначаем как феномен Кашпнровского, представляет собой образец исключительно сильного влияния одного человека на психику другого.

Но что же все-таки является необ ходнмым и достаточным условием такого влияния? В случае Кашпнровского этими условиями оказываются очень сильная симпатия к нему как к человеку н безграничное доверие как к специалисту. Выходит, по настоящему влиять на личность может только другая личность. Вот в этом плане хотелось бы поразмышлять над теми проблемами, которые поставил перед нами доктор Кашпнровскнй.

+ В. Л. РАЙКОВ,

руководитель лаборатории творческого гипноза:

НАША ПСИХОТЕРАПИЯ В ЗАГНАННОМ СОСТОЯНИИ —

вот статистика. С 1890 года по 1940 переведено на русский язык около 4 тыс. иностранных изданий по психологии. А вот начиная с 1940 года перевода удостоилась лишь одна книга французского психолога Шертока, которого нельзя даже считать французом, поскольку он по-русски говорит так же, как мы...

Раньше отечественная психотерапия ограничивалась лечением неврозов. Величайшим открытием нашего времени стало развитие и внедрение в практику чисто психологических форм влияния на пациента.

С нарастанием внушаемости у пациента происходит качественный скачок в его восприимчивости. Возникает состояние, как говорят специалисты, су-первнушаемостн. Даже обычное внушение, проведенное в это время гипнологом, дает сильнодействующий эффект. Человек как бы автоматически выходит на сверхактивный уровень управления, пребывая в котором он способен лечить собственную болезнь! По мнению академика Судакова, в организме пациента в такие мгновения индуцируется автоматическая разблокировка некоторых патологических состояний. Успех телевизионной терапии заключается в резком повышении общего тонуса человека, если традиционный гипноз — это частичное возбуждение или торможение психики нли, как еще говорят адепты павловской теории, измененное состояние сознания, то в данном случае речь идет ни много ни мало — об измененной реакции организма в целом! Можно считать, что подобная организация психической активности человека на этом уровне является общеэволюционной формой его психического, духовного существования.

Человек, в котором по-новому организованы высшие психические функции, творчески входит в состояние нового видения мира. Он уже ориентирован на творческую постановку задачи н даже на ее решение. Смею утверждать, что гипноз — это не что иное, как форма творческого переживания человека. Думаю, что дальнейшее развитие психотерапии в будущем веке позволит совершенствовать человека, формировать его как личность.

+ А. М. КАШПИРОВСКИЙ,

врач- психотерапев т:

ЭТО НЕ я ВАС ПРОГРАММИРУЮ... ЭТО ВЫ САМИ ПРОГРАММИРУЕТЕ СЕБЯ

Может быть, потому, что я нахожусь в обществе, где преобладают философы, хочу предварить свое выступление известным философским изречением: «Говори, я хочу тебя видеть».

Сегодня мы рассматриваем сразу два удивительных феномена. Первый — феномен человека, совершенно неизученный. Второй — абсолютное непонимание всеми нами этого печального обстоятельства.

...В 1961 году я попал на кафедру психотерапии. Должен сказать, что в этн годы происходило становление советской психотерапии. Возникали кафедры, после длительного перерыва начинали издаваться учебники. Последние раскупались так бойко, что в инстанциях даже ставился вопрос, почему происходит бесконтрольная продажа книг по психотерапии? Тогда же как грибы стали появляться так называемые гипнотизеры, которые разъезжали по путевкам филармоний и с трибун и со сцен бойко вещали все что угодно.

Когда у меня накопился определенный психотерапевтический опыт работы, мне тоже захотелось донести свое слово людям. Должен сказать, что на выступления меня толкнула и нужда. Жнзнь у меня прошла в тяжелейших условиях: квартиру я получил лишь недавно, все годы мыкался без угла.

К сегодняшнему дню провел 1700 выступлений, которые многими сейчас критикуются. Объясняю это следующим. Если в течение жизни каждый ваш шаг снимать на пленку, а потом смонтировать из нее маленький фнльм, то человеку на экране будет стыдно на себя смотреть! То не так встал, не так отвернулся, гримасу скорчил, а то и вовсе неправильный поступок совершил... Словом, «если со спины читать чужие письма», как говорил В. Высоцкий, то о любом человеке можно создать бог весть какое представление.

Такого рода психотерапия — многоплановая, многонаправленная, универсальная— чем-то приближается к религии. Направленная на совершенство-ванне, нравственное очищение личности, оиа в то же время способна осуществлять внутренний контроль над большими массами населения. Проведя несколько телевизионных сеансов, я н сам убедился, что при этом не только возросли творческие способности, но н улучшилось здоровье участников опытов.

Обобщая весь наш опыт телевизионной психотерапии, считаю, что мы стоим на пороге нового понимания психотерапии. Сущность его сводится к тому, что благодаря телевизионному воспроизведению внушаемость с экрана многократно увеличивается. То есть врач, находящийся за сотни километров от больного, может ему помочь, вылечить. Телевизионная съемка н последующий искусный монтаж отснятого материала дают возможность выявить лучшие черты психотерапевта, отснять практически идеальный сеанс без каких-либо мелких недостатков!

Прн непосредственных контактах одного человека с другим (больной и врач не являются исключением из этого правила!) отношения редко когда складываются безоблачно-идеальными.

18