Техника - молодёжи 1990-02, страница 63

Техника - молодёжи 1990-02, страница 63

Одна нз главных особенностей у-шу заключается в умении чередовать максимальное напряжение мышц с нх полным расслаблением. Подобный взгляд распространяется н на пснхнку, н в конечном итоге на образ жизни, поклонников древней китайской гимнастики. Переходи иа восточную терминологию, яи и инь (твердое и мягкое, теплое и холодное, день и ночь...) естественно сменяют друг друга. Такова глубнииаи сущность дао — пути, по которому движется Вселенная и все в ней.

Вот и мы решили сделать паузу в наших непрерывных двухлетних занятиях школы «Чой», продолжить их, разумеется, в следующем номере «ТМ». Вместо физической нагрузки предлагаем «пищу духовную» — рассказ о человеке-легенде, мастере восточных единоборств, звезде киноэкрана Брюсе Ли.

BRUCE LEE

Путь дракона

27 ноября 1940 года в семье актера китайской оперы, вместе с жеиой находившегося на гастролях в Сан-Франциско, родился сыи, которого назвали Ли Чженфень. Он рос таким же, как и все дети, разве что был более хилым и болезненным. И родители, посоветовавшись, отдали мальчика в школу Тайцзицюань, иэдавиа славящуюся упражнениями, дающими огромный оздоровительный эффект.

Ли начал заниматься охотно, и хотя поначалу ему нелегио было понять смысл плавных, медленных, округлых движеиий, он постепенно проник в их суть и довольно быстро стал одним из первых учеников. Старый учитель не мог нарадоваться на смышленого мальчишку, подумывая о том, что лет через 10—15 сможет передать ему свои секреты. И был поражен, когда в один прекрасный день мальчик заявил, что хочет уйти, потому что его больше привлекают боевые стилн. Поняв, что его не удержать, учитель раскрыл ему главную цель кунг-фу (так называют у-шу в Гонконге); оно дает человеку такое могущество, что он не испытывает более желания драться. И на прощание привел изречение Лаоцэы: «Искусный солдат не теряет спокойствия. Великий генерал побеждает без боя. Могущественный правитель правит не унижая. Не сражайся...»

Стиль Вин Чун, которым он начал заниматься у известного наставника . Ип Мана, по преданию был около 400 лет назад создан женщиной по имени Им Вин Чуй.

Стиль основан на использовании силы и энергии противника, а технический арсенал в основном включает мягкие движения руками и быстрые перемещения. Но в бою Вин Чун считается очень эффективным — владеющий им ловкими движениями уходит с линии атаки, переигрывая соперника и завершая бой коротким неотразимым ударом.

В этом Брюс Ли (свое новое имя он получил от друзей — по-видимому, оно связано с тем, что его мать была американкой, да и сам он, родившись в Америке, автоматически получил гражданство США) мог убедиться уже через год-два упорных каждодневных занятий — мало кто из других компаний отваживался выйти с ним один на один, а если такой смельчак и находился, то быстро начинал сожалеть о своем неразумном шаге. Но надо отме

тить, что Ли навсегда запомнил прощальное напутствие своего первого учителя и не был жестоким, довольствуясь необходимой обороной — повергнув соперника наземь, он вопреки законам улицы не добивал его. Известен случай, когда вожак одной из группировок — более взрослый, опытный и массивный, чем Ли,— вызвал его на смертельный бой, назначив место поединка иа крыше шестиэтажного дома и пообещав Брюсу сбросить его вниз. Противником он был более чем опасным, но Ли все же удалось сломать ему руку и ногу, и ничего не мешало столкнуть поверженного врага с крыши, тем более, что, поменяйся они местами, тот бы именно так и поступил. И велико же было удивление обступивших дом парней, когда они увидели появившегося в дверном проеме Брюса с противником иа плечах...

А вскоре молодым мастером заинтересовалась местная мафия—«Триада Чайна». Весть о непобедимом юноше разнеслась по всему небольшому Гонконгу, а так как опытные бойцы были в цене, вскоре он получил весьма заманчивое предложение. Отказ последовал незамедлительно, и родители, опасаясь — и не без оснований — за жизнь сына, отправили его на учебу в США. Так он оказался в технической школе Эдисона, а закончив ее и не испытывая ии малейшего интереса к точным наукам, поступил на философский факультет университета штата Вашингтон. А когда стало ясно, что родители не смогут оплачивать обучение, решил работать. В течение года он мыл посуду в ресторане и при этом еще умудрялся учиться и усиленно тренироваться, а потом нашел более удобный и привлекательный путь и открыл при университете собственную школу кунгфу.

С самого приезда в Штаты Брюс начал разрабатывать новый стиль. Он старательно изучил все основные школы и направления кунг-фу, но они не удовлетворяли его — по мнению Ли, в них было слишком много бессмысленных ритуалов и теорий, лишних, хотя и красивых движений. Ему не нравилось и то, что любая школа загоняла ученика в жесткие рамки и тем самым ограничивала его познание, навязывая ему свою технику как единственно правильную, заставляя его действовать определенным способом в

О популярности Ьрюса Ли лучше всего свидетельствует такой факт: наши предприимчивые кооператоры мигом наладили печатание фотокопий его рекламных снимков и продают за солидную сумму. Этот образец их продукции приобретен за 3 рубля рядом с редакцией у Савеловского вокзала.

определенной ситуации. «Каждый считает свою школу совершенной, но откуда же тогда столько школ?» — этот вопрос он задавал всем, кто не соглашался с его взглядами, и всякий раз оппонент не находил что ответить. Более того, чтобы доказать оторванность кунг-фу от реальной жизни. Ли выдвинул такую мысль: для отражения удара не может существовать нескольких движений, а если может, то они не отличаются от лучшего пути — естественного. И в доказательство проделал один эксперимент — во время беседы с очередным репортером Ли вдруг достал из кармана бумажник и бросил в сторону гостя, который сразу же схватил его «Вот видите,— улыбнулся Ли.— чтобы поймать бумажник, вы не вставали в красивые стойки, не делали философских обоснований правильности именно такого движения, не издавали воинственных криков, а просто взяли и поймали его.

Полная свобода и эффективность — эти два принципа легли в основу нового стиля. Ли считал, что боец должен иметь свободу самовыражения, подходить к тренировкам творчески, отказываясь от всех и всяческих канонов. Эффективность была для него единственным критерием. Он изучал восточные и западные единоборства (особенно бокс, из которого он почерпнул довольно много), отбирая наиболее эффективные, применимые в реальном бою элементы.

Интересно, что Ли долгое время не хотел давать названия своему стилю, считая, что название само по себе создает определенные рамки. Некоторое время он писал о нем как о «стиле без стиля», затем появилось название Чженфань-фу, а в 1967 году Ли во все

61