Техника - молодёжи 1990-03, страница 13

Техника - молодёжи 1990-03, страница 13

ного токсикологического эксперимента. И в этом следую американским и канадским ученым, которые, определяя качество воды в Великих озерах, поили ею лабораторных животных, а затем смотрели, какие изменения возникали у них в почках, печени, крови, в нервной и дыхательной системах.

Натурный токсикологический эксперимент позволяет узнать, какие заболевания развиваются у животных, и в не меньшей, а порою в большей мере — ну человека в данной местности, загрязненной неким, свойственным только ей набором ядовитых веществ. Представляя себе все это, я могу проводить исследования более прицельно, изучать то или иное отклонение от нормы с необходимой степенью детализации. И уж, во всяком случае, избавлен от привязки к неким «основным», сравниваемым в разных регионах загрязнителям.

Именно эксперимент навел меня на мысль проверить состояние сердечнососудистой системы у жителей города с самым чистым в Кузбассе воздухом — Юрги. Итог—из 118 обследованных мальчиков семи лет в полной мере здоровыми (то есть имеющими 1 -ю группу здоровья) оказались лишь 8.

Дело в том, что в Юрге оказалась самая грязная в Кузбассе вода. Река Томь, дошедшая до нее. разбавлена промстоками междуреченских, новокузнецких, кемеровских предприятий. А натурный токсикологический эксперимент показал: у крыс, которых поили юргинской речной водой, резко урежа-

поясняющими рисунками и схемами. (В Кузбассе сбор заявок осуществляет Комитет экологического спасения Кузбасса.)

Конкурс — постоянно действующий. Итоги подводятся в конце каждого года. Победителям, помимо коммерческого вознаграждения за идею или разработку, предоставляется возможность совершить поездку в «экологическое будущее» (одну из развитых стран, где заметно успешнее, чем в СССР, решаются экологические проблемы).

Итак, конкурс всесоюзный. Заявки, идеи, проекты принимаются отовсюду. Но мы выделяем регион, к экологическим проблемам которого хотим привлечь особое внимание общественности. Кузбасс. Индустриальное сердце Сибири. Край шахтеров, металлургов, химиков, машиностроителей. Место, где воедино сплетаются социальные, экономические, экологические проблемы.

При Комитете экологического спасения Кузбасса создается фонд, из которого будет финансироваться внедрение технологических идей и разработок, поступающих на наш конкурс. В этот фонд планируется перечислять часть «платы за вред природе», поступающей от предприятий области.

Публикуем первый пакет заявок — от Комитета экологического спасения Кузбасса:

ется дыхание, уменьшается потребление кислорода, происходят серьезные изменения в печени.

Водозаборные сооружения не справляются с загрязнением. После нескольких лет исследований я начинаю думать: плохое качество пи ьевой воды— фактор заболеваемости в Кузбассе. Ученые одного из подмосковных научных центров разработали методику определения в воде так называемых «высокоприоритетных» токсических веществ нового, сравнительно недавно только открытого класса — хлорорганических. И оказалось — этого «добра» в нашей Томи содержится с избытком. Об этом нельзя молчать. Люди должны знать, что жидкость, вытекающая у них дома из кранов, может обладать мутагенными, канцерогенными и прочими опасными свойствами.

Одно из основных направлений моей научной деятельности — изучение статистики раковых заболеваний по области, выявление причин смертельного недуга. Знаете ли вы, что средняя продолжительность жизни в Кузбассе существенно меньше, чем в европейской части страны?

— Простите, может быть, за бестактный вопрос. Не тяжело ли говорить людям правду? Человеку ведь еще жить и жить в загрязненной, отрав яющей его среде. Л вы уподобляетесь черному вестнику, который приносит несчастному известие о его скорой и преждевременной смерти.

— Я много думал об этом. Интересовался, как поступают в подобных слу-

1. Общественную экспертизу всех природных сред в Кузбассе невозможно провести на высоком научном уровне, не имея современной приборной базы. Эта заявка в первую очередь — к приборостроителям. Необходимы приборы оперативного контроля за выбросами загрязняющих веществ в воздух и сбросами их в водоемы, а также приборы для мониторинга состояния окружающей среды.

2. Необходимо прогрессивное оборудование для очистки сточных вод и отходящих газов, а также технологии утилизации отходов металлургической, химической, горнодобывающей промышленности, а в сельском хозяйстве отходов животноводства, птицефабрик, свинокомплексов. Комитет окажет содействие во внедрении и производстве принятого оборудования.

3. Значительная часть угля в Кузбассе добывается открытым способом, выводящим из строя огромные площади пахотных земель. Ждем предложения от специалистов по рекультивации земель (восстановлению плодородного и водоносного слоя), а также надеемся, что будут предложены рациональные способы хозяйственного использования уже существующих «лунных ландшафтов».

4. Учитывая особую ценность лежащих ныне мертвым грузом отвалов Абагурской агломерационной фабри-

чаях мои коллеги за рубежом. Знаете, во Франции у экологов существуют своего рода неписаный кодекс чести. Там, как и во всем цивилизованном мире, нет запрета на публикацию экологических данных, информации о заболеваемости населения, но считается абсолютно недопустимым передавать в газеты и журналы факты, знание которых нанесет населению один лишь ущерб. Поступить иначе — все равно что сорвать на ярком солнце черную повязку с глаз человека, отвыкшего от света. Он ничего не увидит, просто ослепнет. Нет, развивать экологическую информированность нужно осторожно, хорошо понимая, с какой целью мы сообщаем о том-то и том-то. Но и умалчивать о важных экологических проблемах, решению которых может помочь общественность, в той же мере недопустимо.

— Если я правильно вас понял, вы считаете обоснованными только такие критические выступления в области экологии, ко' орые несут в себе пакет конкретных, деловых предложений по оздоровлению ситуации?

— Совершенно верно. Этим принципом я и руководствуюсь.

■ Что касается питьевой воды. Значительная часть ядовитой хлорорганики образуется в ней при... хлорировании. Хлорка не улучшает качество загрязненной воды, наоборот, делает ее еще хуже. Я давно твержу: в условиях Кузбасса хлорирование воды недопустимо. Его нужно заменить озонированием. Тут, помимо дезинфекции, мы добьемся

ки, входящей в состав Кузнецкого металлургического комбината (это 50 млн т так называемых «хвостов»—остатков после обогащения железной руды. Там по приблизительным оценкам содержится 17 т золота, 55 т серебра, 17 т кобальта, а кроме того, в значительных количествах медь, алюминий, цинк, сурьма, мышьяк, кадмий), предлагаем подумать, как реализовать эти богатства. Самый простой ответ: «Продать все в Японию!» — уже получен. Просьба не повторять.

Примечание: конкурсным заданием засчитывается опубликованный в этом номере журнала призыв народного депутата СССР Ю. Ф. Казнина (ставшего недавно председателем Комитета экологического спасения Кузбасса) к читателям — предлагать альтернативные варианты хозяйственного использования уже почти готового комплекса Крапивинского гидроузла, строительство которого было остановлено благодаря выступлениям общественности.

Свои заявки (задания для конкурса), а также свои предложения по уже опубликованным заданиям просим присылать в штаб конкурса по адресу: 125015, Москва, А-15, Новодмитровская ул., дом 5а, комн. 1103, «Зеленое движение», с пометкой: «На экологический конкурс».

1 1