Техника - молодёжи 1990-03, страница 38

Техника - молодёжи 1990-03, страница 38

Время — Пространство — Человек

П. ФАТЕЕВ. На планете двух солнц. 1912 г

«Амаравелла»

В. Крыжановской. На протяжении полувека в многочисленных работах из циклов «Опыты построения нового, иного мира», «Космические пейзажи», «Облака», «Космические цветыЬ Фатеев развивал еще почти не изведанную искусством тему. Он стремился к «опережающему» эстетическому постижению мироздания, пытался понять «знаки небес», увидеть вечную красоту Вселенной, считая, что «художественная космология» может содействовать научному постижению мировых законов.

Начинающий композитор школы Скрябина и виртуозный график Александр Сардан (Баранов) (1901 — 1974) был автором названия группы. Разносторонне одаренный человек, знаток восточной и европейской культур, он постоянно интересовался новейшими открытиями в области науки и техники. Этот уникальный сплав знаний и увлечений помог ему ввести в искусство ряд оригинальных тем и сюжетов: «Симфония радиации Земли» (1923), «Маяки Земли и сигналы из космоса» (1926), «Микродинамика пространства» (1935).

Старты первых ракет американца Р. Годдарда и немца Г. Оберта отразились в замечательных рисунках Сардана «В высь» и «С Луны — в космические дали», созданных в 1930 году.

В наибольшей степени воздействие идей космонавтики и космофи-зики, помимо Сардана, коснулось в «Амаравелле» Сергея Шиголева (1895+—1952). Быть может, его романтическая увлеченность стала главной причиной появления в 1927 году поистине уникального в мировом искусстве цикла «Космос», 'Новаторскими были сюжеты: «Мащины в космосе», «Работа в космосе», «Лаборатория космоса».

Удачной оказалась и попытка Шиголева передать средствами живописи состояние невесомости. Под влиянием теорий К- Циолковского и произведений Н. Рериха он продолжил поиск своего варианта искусства новой эры в сериях «Путь», «Идущий», «Радиосоната».

Для Виктора Черноволенко (1900—1972), экономиста по профессии и талантливого композитора-самоучки, был характерен свой, совершенно иной подход к изобразительному искусству, отличавшийся даже от наиболее близкой ему «цветомузыкальной» графики Сардана и полотен Чюрлениса. В ранних поэтически созерцательных пейзажных сериях «Якутия» и «Ладога» 20—30-х годов он сумел соединить, отталкиваясь от реальности, образы земной природы с ее величественными «космическими прообразами». Его привлекала «чистая», немного сказочная фантастика.

Еще одним участником группы был Борис Смирнов-Русецкий (род. 1905). С первого же графического цикла «Прозрачность» стала формироваться особая философия пейзажа, мотивы сокровенной жизни природы, раскрытой в просторы Вселенной. Ближе всего ему было творчество Н. Рериха. В 1927 году он начал свой цикл «Космос», но одновременно, единственный из всей группы, увлекся древнерусской историей и архитектурой, природой русского Севера. Смирнов-Русецкий стремился создать цельный эстетический образ «очеловеченного мироздания» в живописных циклах «Север», «Острова в пространстве», «Надземные храмы»...

«Амаравелла» была запрещена в 1930 году. Затем последовали

С. ШИГОЛЕВ. Лаборатория в космосе, 1929 г.

А. САРДАН. В высь. 1931 г.

ссылки в лагеря двух ее членов, долгое мучительное одиночество, болезни других... Но в итоге — возвращение искусства «Амаравел-лы».

Валерий КЛЕНОВ,

искусствовед

з*

35