Техника - молодёжи 1990-11, страница 32К луб электронных игр В № 2 за 1989 год был опубликован обзорный материал о компьютерных вирусах. Прошел год. За это время редакция успела оснаститься собственными компьютерами и на своем опыте убедиться, насколько важна и актуальна для начинающих пользователей любая информация о компьютерных вирусах, с которыми приходится сталкиваться в повседневной работе. Вот почему, даже если бы в нашей почте не было множества писем с просьбами продолжить разговор, мы непременно обратились бы к этой теме. Но в данном случае наши интересы и намерения полностью совпали с коллективным мнением читателей. Итак, предлагаем вниманию очередной материал о компьютерных вирусах. Александр ЩЕДРИН, студент МАДИ Игра, породившая дьявола Действие равно противодействию—этот закон Ньютона мы помним еще со школы. Наверное, потому, что он вдруг оказывается справедливым не только для механики, а даже для информатики. Массовое внедрение персональных компьютеров принесло с собой проблему программ-вирусов. С 1988 года этот вопрос приобрел актуальность и в нашей стране. Если заменить организм компьютером, а клетки — программами, то можно провести аналогию между биологией и информатикой. Компьютерный вирус не изобретает ничего нового. Попадая вместе с зараженной программой в организм — компьютер, вирус перехватывает контроль над его управлением и, используя его же материальные запасы (память) и энергию, начинает неограниченно размножаться, уничтожая «хозяина» и угрожая другим «клеткам». Эта аналогия настолько прочно вошла в информатику, что компьютерный сленг вобрал в себя такие чисто медицинские термины, как «заболевание», «инкубационный период», «вакцина». Она даже приводила к недоразумениям: например, когда у нас только началось внедрение вычислительной техники, ходили нелепые слухи о распространяющих инфекцию (в прямом смысле) компьютерах, поступающих из-за рубежа. По мнению некоторых специалистов, теоретическое обоснование возможности появления ком пьютерных вирусов следует искать в работах еще Джона фон Неймана. В 1949 году он интересовался проблемами роста интеллектуальной мощности и развития вычислительной техники. В том числе и возможностью саморазмножения компьютеров или отдельных команд. Скажем, из-за какой-то невероятной ошибки, сбоя программы компьютер в процессе работы формирует некую команду, способную уничтожать другие программы, оставаясь при этом невредимой, а потом, из-за другой системной ошибки, она приобретает способность саморазмножения. Вероятность возникновения подобной цепочки событий отлична от нуля, особенно с усложнением ЭВМ, но на современном уровне развития вычислительной техники практически невозможна. Для Неймана теоретическое построение «вирусы — продукт работы самого компьютера» было всего лишь игрой ума. У настоящего же компьютерного вируса должны быть вполне человеческие родители. Одно совпало —он действительно появился на свет в результате развлечения профессионалов. В начале 60-х годов три молодых программиста, работавших в Bell Laboratories,—Даглас Макил-рой, Виктор Высоцки и Роберт Моррис - придумали для себя компьютерную игру «Darvin», в которой по закону естественного отбора выживал сильнейший Бы ла создана последовательность команд, использующих в качестве базы данных все остальные программы из оперативной памяти компьютера. А в итоге она превратилась в поле битвы между программами, стремящимися во что бы то ни стало стереть или испортить код своего противника. Со временем игра усложнилась и стала называться «Стержневая война». Тогда оперативная память ЭВМ состояла из десятков тысяч маленьких ферритовых сердечников, запоминавших по одному биту информации. Неугомонные программисты добрались и до материального носителя информации. Однако из-за отсутствия в то время широкого рынка персональных компьютеров эти игры не получили распространения. Первое сообщение о них появилось лишь в 1972 году в специализированном журнале. Настоящую же известность им принес в 1984 году А. К. Дьюдни, ведущий колонку «Занимательный компьютер» на страницах журнала «Scientific American». Сам Дьюдни считал, что идея этой игры возникла под влиянием анекдотической легенды об одном обиженном программисте. В отместку начальству он написал и запустил программу «Сорняк», которая создавала свою точную копию каждый раз, когда выполнялась. И вскоре «Сорняк» расплодился до такой степени, что другим программам стало просто не хватать места в оперативной памяти лабораторной ЭВМ. Для уничтожения «Сорняка» пришлось срочно создавать другую программу — «Косарь». После этой публикации два молодых программиста из Италии прислали Дьюдни подробное описание программы-вируса, способной заражать компьютеры (о чем, естественно, сразу узнали читатели). На конгрессах программистов стали демонстрироваться коды новых программ-вирусов, компьютерные журналы помещали о них подробные статьи, не подозревая, что тем самым способствуют распространению эпидемии: еще не умея думать, ЭВМ уже научились болеть. С личных дисков пользователей и программистов вирусы попадали в информационные сети, заражая сотни компьютеров. Среди 30 |