Техника - молодёжи 1991-04, страница 40

Техника - молодёжи 1991-04, страница 40
Искусство в век науки

ПРИ ИИ

И 1 ■■ ■ ■■ I

IIUvIIIO I

саны такие музыкальные произведения, как «Языческая Русь», «Березовые голоса», «Три учения Будды», «Кама Сутра», «Контрапункт живой клетки», «Голографичес-кий фантом», «Обмен мнениями сорванных водопроводных кранов у Кремлевской стены», «Соло водокачки», «Это мы, Господи!..», «Экстрасенс В», «Посвящение Альфреду Шнитке». Сам Борис

т г■

Владимир КОНОВАЛОВ, доктор медицинских наук, врач-психофизиолог г.П у щ и н о Московской обл.

В студии звукозаписи Всесоюзной фирмы «Мелодия» готовят к выпуску две пластинки композитора Бориса Мурашкина. Казалось бы, рядовой факт, но— вот странность! — подзаголовком к каждой будет: «Биоэнергетическая музыка». Да и перечень произведений выглядит довольно необычно— например, «Контрапункт живой клетки». Сам термин «контрапункт» обозначает одновременное звучание (полифонию) трех и более голосов, ведущих собственные темы, со своим ритмом, мелодическим узором и т.д. Но какая связь между музыкальным термином и биологическим? Обычно техника контрапункта используется при сочинении фуги. Так вот, динамическая структура последней, то есть принцип контрапункта, имеет весьма много общего с жизнедеятельностью клетки. Ведь разнообразные биохимические реакции, происходящие в живой клетке, — та же сложная полифоническая ткань.

Это пояснение принадлежит не музыкальному критику, а заведующему лабораторией молекулярной биологии Института физической химии АН СССР, профессору И.Н.Тодорову, который еще давно обратил внимание на аналогию между трехголосной фугой и работой генетического аппарата клетки. И по его словам, в правомерности такой аналогии он еще раз убедился, когда познакомился с сочинениями Бориса Мурашкина.

Что же за музыка такая — привлекающая сугубо профессиональный интерес ученых? Каково ее воздействие на слушателя ? Об этом и рассказывается в публикуемой статье, автор которой является генеральным директором Научно-исследователь-ского хозрасчетного центра «Здоровье и работоспособность» ассоциации «Космонавтика — человечеству».

На него нельзя было не обратить внимания. Среди участников ^совещания по биоэнергетике он выделялся своей коренастой фигурой, русским бородатым лицом, детским ясным взглядом. Но особенно поражал всех проявляемый им интерес к вопросам, обсуждаемым на встрече ученых и практиков. Прислушиваясь к беседам, в

которых он принимал живое участие, могло показаться, что он биолог или даже психофизиолог, освоивший приемы и способы коррекции (в самом широком смысле) всевозможных нарушений в организме. Однако он оказался композитором. Композитором Борисом Мурашкиным, автором психотропной музыки. Им напи-

любит называть свою музыку супербиоэнергетической. Конечно, можно спорить о терминах, предлагать самые модные из них. И в этом нет ничего удивительного. Одному нравится одно, а другому другое. Что называется, каждому свое. Но дело не в том, как называть музыку Бориса Мурашкина. Дело в самой сути.

А суть такова. От музыки Бориса Мурашкина, извините за невольный каламбур, бегают мурашки по коже. Она воспринимается не только слухом, а всеми анализаторами и системами тела, действуя на биологически активные точки и меридианы. Доходит до каждой клетки каждого органа. Воздействует на все уровни жизнедеятельности: и на молекулярный, и на системный, и на организм в целом. Она напоминает бушующий океан, в котором человек — песчинка — промывается и шлифуется одновременно как снаружи, так и изнутри. Вызывает в нем перестройку химических реакций, меняет статус и характеристики как физиологических состояний, так и психических. Уже сейчас можно сказать, что супербиоэнергетическая музыка — это ключ к иммунной системе, к системе гомеостаза, адаптационным механизмам организма. Она, несомненно, найдет применение в педагогике, медицине, лечебной и профилактической, как универсальный корректор нарушенной деятельности органов и систем. Универсальность ее становится

38