Техника - молодёжи 1991-04, страница 42гося чудовища. И тут слышу звуки музыки. Они пробиваются ко мне. Начинаю различать церковное песнопение. Одновременно свет проникает в подземелье. Слышится металлический скрежет открывающейся ржавой решетки. Музыка становится гармоничнее. Свет все ярче. Наступает радость освобождения. Впечатление от прослушанной музыки было такое, что, когда я уже пришла в гостиницу, в памяти снова и снова всплывали многие моменты происходившего со мной. А утром возникла острая необходимость описать увиденное и осознать его. Я поняла, что полное освобождение личности, ее раскрепощение, радость и гармонию несет в себе Иисус Христос, обращение к Духу и Богу. Позднее я узнала, что слушала произведение композитора Бориса Мурашкина «Это мы, Господи!..». Проведение широкомасштабного исследования влияния биоэнергетической музыки на организм человека, в частности на его психику, позволило нам получить сведения и более профессионального характера. Мы имеем в виду самоотчет врача-невропатолога П.Ю. о его субъективных переживаниях в период погружения в мир звуков Бориса Мурашкина. Он также без специального музыкального образования. — Прежде всего нужно сказать, — подчеркивает П.Ю., — о четко прослеживаемом, сильно выраженном общем воздействии психотропной музыки на центральную нервную систему. Проявляется оно в постепенном вхождении в состояние парабио-тического сна по фазам. Однако в данном случае имеются значительные особенности и дополнения к классической схеме автора теории парабиоза академика А.А.Ухтомского. Здесь, как нам представляется, уместно напомнить, что, согласно учению А.А.Ухтомского, существуют четыре фазы парабиоза: 1. Уравнительная, когда и сильные и слабые раздражители вызывают одинаковые ответные реакции организма. 2. Парадоксальная. Характеризуется тем, что сильные стимулы вызывают слабый эффект, а слабые — ярко выраженный. 3. Ультрапарадоксальная. Особенностью ее является наличие у человека сновидений. 4. Фаза глубокого сна. Для нее характерно отсутствие сновидений. Слушатель музыки Бориса Мурашкина П.Ю. прошел через шесть фаз. Вначале он испытал, как он сам пишет, «музыкально-психологический удар по сознанию и подсознанию». Затем у него наступила адаптационная фаза, вслед за которой проявились классические фазы по А.А.Ухтомскому—уравнительная и парадоксальная. Несколько раз у П.Ю. наступали кратковременные периоды ультрапарадоксальной фазы, и, наконец, произошел провал в глубокий сон. С самого начала музыкального сеанса П.Ю. почти физически ощутил мощный удар по всей нервной системе. В этот момент у него появилось стремление выйти из зала, освободиться любыми путями от океана звуков, рожденных композитором. Так как сила и тембр музыкального воздействия не только не исчезли, но и быстро нарастали, возникло состояние безысходности и растерянности. Безысходность нагнеталась одну, две, три, пять, десять минут. Будто загнанное — музыкой!— существо, П.Ю. чувствовал вездесущность ее вокруг себя, а главное, и в себе самом. Она охватила все его сознание, и он ощутил, что уйти от нее уже никуда нельзя. Она как бы высветила весь его внутренний мир. «Я уже не мог, — сообщает нам П.Ю., — скрывать от самого себя даже самые сокровенные тайны и особенности своего внутреннего «я». Я был абсолютно гол и предельно правдив по отношению к самому себе...» Все это время испытуемый находился в сознательно расслабленной позе в кресле. Руки его почти непроизвольно принимали различные положения, то соединяясь вместе, то разделяясь. Глаза были полузакрыты. На автора музыки Бориса Мурашкина, стоявшего и ходившего по сцене и делавшего различные пассы руками, казалось, не обращал никакого внимания. Но чувствовал при этом, что его пассы гармонично с музыкой действовали успокаивающе. Приблизительно через 15 минут в состоянии полной безысходности появились сперва отдельные проблески, а затем и островки уверенности, которые незаметно для сознания начали сливаться вместе, после чего уверенность переросла в силу, которая постепенно нарастала и через 10 — 15 минут стала безграничной. Уже не музыка властвовала над психикой, а сознание, обретшее именно благодаря музыке необыкновенную силу и уверенность в своих возможностях. За этот же период мозг П.Ю. и вся его центральная нервная система прошли классическую уравнительную фазу сна, и в момент появления ощущения необыкновенной силы время в буквальном смысле приостановилось (именно приостановилось) в парадоксальной фазе. Слабые звуки стали восприниматься как очень сильные, а сильные, наоборот, как слабые. Периодически, на короткие и более продолжительные промежутки (5 — 10 — 30 — 60 с), исследуемый непроизвольно впадал в ультрапарадоксальную фазу сна с появлением многочисленных нечетких образов. 40 |