Техника - молодёжи 1991-09, страница 44Тайны боевых искусствАлексей МАСЛОВ Рисунки Андрея ПАРЦЕВСКОГО Шаолиньцюань: монах спускается с горы Таолу — комплекс формальных упражнений (иногда просто говорят — форма) —один из важнейших разделов шаолиньской тренировки. К ней переходят, овладев искусством передвижения и умением сохранять равновесие в разнообразных позициях. Суть комплексов многими любителями ушу понимается зачастую упрощенно: например, как формальные комбинации, имитирующие поединок. В общем-то это верно, но формальная сторона — далеко не самое главное. Поначалу, выполняя таолу, боец действительно овладевает типичным арсеналом приемов, учится переходить от одного к другому не задумываясь, чисто интуитивно. Однако, позже, когда механика таолу вполне освоена, предстоит, как говорят мастера, преодолеть внешнюю форму. Это значит ощутить, что за внешним кроется внутреннее. Речь идет о наполнении физических движений энергетической субстанцией ци. Комплекс начнет представлять собой уже не просто набор приемов, а символическое выражение стиля. Выполняющий таолу стремится войти в образ древнего мастера, неспроста составившего именно такую форму, идентифицировать себя с личностью мистического Учителя. Шаолиньцюань объемлет несколько сот различных по сложности и задачам комплексов, среди них —около двадцати базовых. Таолу начального уровня включают обычно 25 — 35 движений, среднего —до 100, высшего — до 400. Предлагаемый ниже комплекс называется «Сойти с гор» (Чушань-цюань) и включает в себя разнообразную технику ударов кулаками, «лапой тигра», крюком, пальцами, ладонью, а также захваты и заломы. Он относительно несложен и в то же время эффективен для подготовки к бою. Легенда приписывает создание Чушань-цюань шестому чаньскому патриарху Хуэйнэну, реально же комплекс появился в XV — XVI веках и предназначался для подготовки к выпускным шаолиньским экзаменам. Считалось, что когда монах-боец покидал монастырь, он как бы «сходил с гор», отсюда и название таолу. Начальная позиция. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь, ладони касаются бедер (стойка бинбу). Не приподнимайте плечи, «дышите живо 42 том», сосредоточьте внимание на поле даньтянь (рис. 1). Шаг вперед — паопюань. Сделайте небольшой шаг вперед левой ногой, затем подшагните к ней правой и вновь примите стойку бинбу. Ладони во время шага сжимаются в кулаки, расходятся в стороны до уровня живо та, затем по дуге подходят к пояснице, обращаясь тыльными сторонами вниз. В боевом применении это движение означает захват соперника за руки и вывод его из равновесия резким рывком на себя (рис. 2). Взметаюшаяся ладонь. Левая ладонь идет по дуге вверх, обращаясь к вам |