Техника - молодёжи 1991-09, страница 45

Техника - молодёжи 1991-09, страница 45

тыльной стороной, — пальцы направлены вправо, левый локоть слегка согнут. Правая рука движется назад, пальцы складываются в крюк, то есть сжимаются в щепоть, а запястье сгибается внутрь (рис. 3). Движение означает удар пальцами левой ладони в горло и захват противника за руку правой рукой.

Старый небожитель поднимает руку.

Левая ладонь по внутренней дуге опускается вниз и ложится на бедро. Одновременно правая по внешней дуге идет вверх —пальцы направлены влево (рис. 4).

Удар «темной» ладонью. Разверните корпус на 90° влево, сделайте в этом направлении шаг левой ногой, перенесите на нее вес и примите стойку гунбу. Вместе с поворотом правая ладонь идет к правому бедру и от него наносит удар своим внешним ребром. Он направлен вперед и немного снизу вверх. В то же время левая ладонь делает легкий хлопок по правому предплечью (рис. 5).

Сесть на скамью под покровом ночи.

Сделайте шаг вперед правой ногой, однако вес остается на левой; правая нога касается пола лишь кончиками пальцев, левая стопа в момент шага разворачивается наружу на 45°. Одновременно правая ладонь сжимается в кулак и отводится к пояснице, а затем наносит удар чунцюань вперед на уровне шеи. Левый кулак идет наружу и вверх, как бы отводя удар противника влево от себя. В конечной фазе тыльная сторона левого кулака обращена наружу (рис. 6). Шаг, удар и блок должны выполняться одновременно.

Архат рубит дрова. Сделайте шаг назад правой ногой и примите левостороннюю стойку сюйбу. Одновременно нанесите рубящий удар ребром левой ладони сверху вниз вправо (в шею противнику). Правая ладонь идет назад вверх, обращаясь внутренней стороной к небу, останавливается над головой, что означает отводящий блок (рис. 7).

Утка-мандаринка бьет ногой. Разверните корпус назад на 180° через правое плечо. Перенесите вес на левую ногу и тут же нанесите удар правой пяткой (дэнтуй) вперед на уровне живота (носок ноги оттянут на себя). Одновременно коротко ударьте обеими кулаками снаружи внутрь на уровне живота. При этом руки в локтях немного согнуты. Сохраняйте спину прямой (рис. 8).

(Продолжение следует)

Игорь ЛЕБЕДЕВ

Невидимое оружие

(Окончание. Начало в № 8 за этот год)

Помимо кулачного боя, у славян культивировались и другие не менее популярные виды единоборств, о которых сейчас мало кто вспоминает: палочный бой (запрещен с XVI века), борьба в схватку и не в схватку, борьба об одной руке, борьба на поясах... — это только те, о которых известно.

Восточные славяне всегда славились непревзойденными рукопашниками. Как парадокс прозвучит для многих малоизвестный факт — в XIV столетии китайские императоры предпочитали формировать для себя «охранный полк из русских, прославляющих верность». Добровольцев вербовали специально посланные императорские эксперты. Вот вам и сюжет для захватывающего кинобоевика!

Не менее высокий авторитет имело русское рукопашное искусство и на Западе. Скажем, в XVI веке один польский офицер предупреждал в своих воспоминаниях: «Сражающиеся с московитами должны весьма умеючи действовать оружием, чтобы не попасть в руки их, ибо они весьма крепки плечами, руками, всем телом».

До нынешних дней сохранились имена мастеров-кулачников. Причем упоминаются среди них не только люди богатырского сложения, как, например, московский Семен-Треща (XVIII в.), кулаком вышибавший кирпичи из печки, но и небольшого роста, худощавые, невзрачные с виду. Такими были приказной чиновник Батин и фабричный человек Соколик, однако оба «обладали выдающейся силой и притом ловкостью и изворотливостью в боях». Это обстоятельство особенно примечательно, ибо показывает— не просто данная от природы медвежья сила определяла исход поединка. Были секреты, кстати, и работа по точкам, и определенные типы дыхания (аналог цигуна), и особое состояние духа (модная ныне медитация).

Московский генерал-губернатор в Отечественную войну 1812 года граф Ф.В. Ростопчин, большой знаток английского бокса, говаривал: «Битва на кулаках — такая же наука, как бой на рапирах». Да и знаменитая суворовская «Наука побеждать» предусматривала, как важный компонент, специальную подготовку солдат для ведения рукопашных схваток. А потому у современного русского стиля, того самого, которым пользовался «волкодав Таман-цев» — герой книги В.Богомолова «В августе 44-го, или Момент истины», корни глубокие.

Когда я увидел работу представителей русского стиля (эти мастера достойны того, чтобы назвать их: Александр Ретюн-ских, организовавший в Москве школу выживания, Александр Лавров, выступивший, кстати, в «Комсомольской правде» со статьей «Стиль... от спецназа», Сергей Боровик, воевавший в Афганистане, Сергей Огородников, Александр Потапов), то убедился: «маятник», который «качал Таман-

цев», — отнюдь не выдумка.

Их техника не требует ни каких-то суперфизических возможностей, ни больших затрат энергии. Она построена на великолепном знании законов механики, на оптических, звуковых и биоэнергетических эффектах. Борьба позволяет рассчитывать на успех при самых разнообразных условиях — в тесной комнате, на лесной поляне, в снегу по пояс; на всех уровнях — стоя, на коленях, лежа. Соперник может быть вооружен чем угодно: ножом, мечом, ломом, топором, пистолетом... Для конвоирования или ликвидации противника применяются любые подручные средства —от автомата с пустым магазином до шнурка от ботинка или даже спички.

Глядя со стороны, создается впечатление, что соперник просто поддается, подыгрывает. Но желающие, встав против Саши Лаврова, убедились, что это не так. Партнер, начав атаковать, перестает принадлежать себе. Превращается как бы в марионетку, все нити от которой в руках владеющего русским стилем. Но еще больше я поразился, разговорившись с ребятами в гостинице, уже после совместной тренировки, и узнав, что показали-то они далеко не все. Общение длилось до 5 утра, и я увидел весьма странные вещи, которые для меня, в общем-то знакомого с восточными единоборствами, остаются загадкой...

В зале же на Лаврова просто наседали, прося продемонстрировать «маятник» во всех подробностях. Сначала он дипломатично «уходил в сторону», но в конце концов отрубил прямо: это не игрушка и не цирковой номер, к тому же в полной степени подобной техникой не владеет ни одна зарубежная спецслужба, и раскрывать секрет еще не время.

Правда, так просто «маятник», конечно, не украдешь. По методике краснодарской школы Кадочникова для подготовки тела к его овладению надо повторить определенное упражнение 150 тысяч раз. И если прерваться хоть на день, придется все начинать сначала — «спидометр сбрасывается до нуля». Автоматическое же применение «маятника» начинается лишь после накатки 300 тысяч упражнений!

Герой Богомолова использовал «маятник» при стрельбе по-македонски, то есть одновременно из пистолетов в обеих руках. Возможны и другие применения такой техники: скажем, в VI веке восточнославянские воины изумили византийцев умением орудовать двумя мечами. Несмотря на то, что ратники не использовали щитов, они все равно были малоуязвимы. Возможно, из тех времен и дошел до нас секрет «маятника».

От Александра Ретюнских я узнал, что он уже 11 лет занимается русским стилем. А все началось, когда он познакомился с

43