Техника - молодёжи 1991-09, страница 49

Техника - молодёжи 1991-09, страница 49

вырывается через отверстие в подбрюшье жука. Таким образом, природа предвосхитила не что иное, как бинарное химическое оружие: два соединения, порознь безвредные, при реакции дают настоящее боевое отравляющее вещество.

А совсем недавно были раскрыты еще более удивительные подробности работы «метательного механизма» бомбардира. Химик и эколог Томас Эйснер из Кор-неллского университета (США) ухитрился зафиксировать все детали «выстрела» с помощью специально разработанных микродатчиков давления и высокоскоростной киносъемки. Как выяснилось, насекомое выпускает не сплошную струю, а отдельные порции бензо-хинона с интервалом всего 2 мс. Дело в том, что на выходе обеих секреторных желез имеются обратные запорные клапаны пассивного действия. Как только давление в камере подскакивает, они закрываются и первая порция боевого вещества выбрасывается наружу. Упавшее давление позволяет клапанам вновь открыться под напором реагентов —и цикл повторяется.

Так вот: весь этот механизм в точности соответствует принципу действия... двигателей реактивных са-молетов-снарядов «ФАУ-1», которыми нацисты обстреливали Лондон в дни второй мировой войны.

МЕТЕОАВТОМАТ. Залог хорошего прогноза погоды — густая сеть метеостанций, в

том числе и в самых труднодоступных местах, способных записать или выдать данные наблюдений в любой нужный момент. Понятно, что это достижимо только при полной автоматизации. Для таких станций германская фирма «Тестотерм» выпустила высокоточный комбинированный термометр-анемометр.

Прибор, снабженный несколькими зондами и датчиками, измеряет температуру воздуха в пределах от 120 до 137° С и одновременно — скорость ветра в диапазоне 0,4-40 м/с. Комплект 9-вольтовых батарей обеспечивает 10 часов непрерывной работы или не менее 2 тыс. 20-секундных измерений. Прибор может хранить в памяти результаты 2500 отдельных измерений, а при необходимости — отпечатать эти данные на термочувствительной бумаге. Небольшой экран на жидких кристаллах показывает текущие значения обоих измеряемых параметров. Общий вес устройства — всего 250 г.

ТАЙНА РАСКРЫТА? Одно из объяснений причин образования шаровой молнии — плазменный разряд при интерференции электромагнитных волн во время грозы. Экспериментально проверить эту гипотезу удалось физикам из Токио И.Оцуки и Х.Офуруто. Полученное с помощью 5-киловаттного магнетрона излучение частотой 2,45 ГГц они направили в резонатор сечением 161x370 мм. Подобрав его длину, ученые добились формирования стоячей волны с шестью узлами (точками максимальной интенсивности поля).

В этих узлах действительно возникали плазменные разряды различного вида. Иногда они сохранялись в течение 1-2 с после выключения магнетрона, оставаясь неподвижными или перемещаясь. Несколько явлений оказались особенно близкими к известным описаниям шаровой молнии. Плазменный сгусток, светясь попеременно белым, синим, красным или оранжевым светом, самопроизвольно выходил из полости резонатора по волноводу, из которого поступала энергия от магнетрона.

Когда экспериментаторы

поместили на выходе из резонатора керамическую пластинку толщиной 3 мм, плазма проникла сквозь нее, не оставив никаких повреждений — как шаровая молния сквозь стекло. А введя в резонатор медный прут и направив вдоль него поток воздуха, ученые наблюдали движение плазменных шаров по пруту «против ветра».

БОЛЬШЕ НЕ ОБМАНЕШЬ. Сколько времени существуют письменные экзамены, столько процветает и списывание. И вот, вместо устаревших визуальных методов для борьбы с этим злом пущен в ход арсенал современной математики. Два преподавателя химии из Макгилл-ского университета в Монреале (Канада), Д.Харп и Д.Хоган, составили специальные компьютерные программы для сравнительного статистического анализа экзаменационных работ.

Основная программа выявляет в их текстах все возможные элементы сходства: одинаковые формы записи, порядок действий, приемы вычислений, слишком уж точно совпадающие ответы и самое подозрительное — однотипные ошибки. Другая программа оценивает вероятность независимого повторения этих признаков в разных работах. Совпадения, признанные случайными, честно отсеиваются. А для вынесения окончательного приговора вводятся данные о том, кто с кем рядом сидел на экзамене.

Массовая проверка позволила не только поймать злостных «сдувал», но и выявить некоторые интересные, иногда неожиданные закономерности. Доля списывающих на вступительных экзаменах в университет оказалась не такой уж большой —в среднем всего 5%. Но претенденты на престижные специальности, например, врача или дантиста, оказались гораздо менее щепетильными. Юноши списывали несколько чаще, чем девушки. И, как ни странно на первый взгляд, заметно ак

тивнее занимались этим абитуриенты с самым высоким средним баллом аттестата. Видимо, и средняя амбиция у них повышенная, а она и не на такое толкнет...

ГЛАВНОЕ - ДОВЕРИЕ.

Февраль 1991 года стал месяцем серьезных испытаний для японской атомной промышленности. 9-го числа на энергоблоке АЭС в Михаме (недалеко от Оса-ки) лопнула одна из труб первичного контура охлаждения. Некоторое количество радиоактивных веществ попало в атмосферу. Тяжесть аварии оценена в 1-2 балла по семибалльной Международной шкале событий на АЭС (семь баллов до сих пор «набрал» только Чернобыль). 21 февраля пришлось внепланово остановить реактор в Касивад-зи-Кариве (160 км к северу от Токио) в связи с неполадками в турбине. На следующий же день была обнаружена небольшая утечка радиоактивности на АЭС в Онагаве (320 км от японской столицы). И, наконец, 23 февраля — новая, хотя также незначительная утечка на экспериментальной станции в Токаи-Мура, уже совсем близко от Токио. Там испытывалось новое оборудование для остекло-вания высокоактивных отходов. Понятно, такое стечение событий вызвало всплеск активности общественных организаций страны, борющихся за ликвидацию АЭС. Неожиданным для нас, пожалуй, покажется другое. Случилось так, что в префектуре, где расположена Михама, сразу же после серии инцидентов прошли довыборы в парламент. И кандидат, поддержавший развитие ядерной энергетики, победил оппонента, сделавшего ставку на «противоатомные» настроения избирателей. Не окупились ли здесь те 25 млн. долларов, которые министерство промышленности и технологии Японии ежегодно тратит на просвещение населения, разъясняя ему необходимость АЭС и демонстрируя работу их систем безопасности?

47