Техника - молодёжи 1991-10, страница 37

Техника - молодёжи 1991-10, страница 37

мя шло, а условия гоночной Формулы 1 вдруг изменились! Предел объема двигателя поднялся с 1,5 до 3 литров. Начать все вновь — не было средств, а двигатель «Мос-квич-ГД 1» экспонируется теперь в музее АЗЛК как безуспешная попытка второй раз выйти на орбиту Формулы 1.

Урок состоял в том, что нельзя конструировать машину, подобную уже созданным, в нее сразу надо закладывать технические решения, опережающие намерения соперников. А для этого нужны интеллектуальный потенциал и деньги. Так, разработка нового двигателя (с нуля до действующего образца) обходится сегодня в 60 — 100 миллионов долларов. Годовой же бюджет команды из двух гонщиков, выступающей в 16 этапах чемпионата мира, с расходами на эксплуатацию автомобилей, содержание компьютеров, обслуги превышает 20 миллионов долларов. Не знаю, сколько стоит, к примеру, истребитель-перехватчик СУ-27, но палубный истребитель ВМС США стоит примерно те же 20 миллионов.

К чему такое сравнение? Да к тому, что если кто-то у нас и имеет шанс показать себя в Формуле 1, то это лишь оборонные предприятия. Им под силу предложить несущие автомобильные корпуса, которые по качеству и сложности изготовления соответствуют корпусным деталям ракет. Но, увы, ос

таются еще двигатели, коробки передач, дисковые тормоза из углепластика, электронные системы управления — они лежат пока за пределами возможностей нашего машиностроения.

На Западе же вовсю развито международное разделение труда. Если какая-то, скажем, бразильская фирма захочет проявить себя в Формуле 1, то приобретет нужные ей узлы у немцев или американцев, итальянцев или японцев. Фирме поставят все, что нужно, причем возьмутся и за пионерные разработки. Обойдется это недешево. Короче, либо для советской машины Формулы 1 придется все делать своими силами, на каждом шагу «открывая Америку», либо бочками отгружать валюту тем, кто вместо ракет умеет делать автомобили. Оба варианта не внушают энтузиазма.

Хотя есть и другой путь —вернее, тропинка, по которой впоследствии можно накатать дорогу. Любая команда участвует в чемпионате мира на средства спонсоров, покровителей, меценатов, которые размещают на гоночных автомобилях рекламу. Сигареты «Марлборо», бензин «Шелл», фотоаппараты «Кэнон», прохладительные напитки «Севен-ап», одежда «Бепеттон»— все это бросается в глаза с бортов «формул» десяткам тысяч непосредственных очевидцев гонок, миллионам телезрителей и читателей газет,

где публикуются снимки машин. Так вот, если у нас есть состоятельные фирмы, заинтересованные в рекламе, они могут перечислить валюту на счет одной из команд и начать «заказывать музыку» Сначала внедрить своего гонщика, затем (для его поначалу на все 100% иностранной машины) изготовить на отечественном заводе угле-пластиковый корпус, обтекатели, сиденья, колеса, топливные баки, радиатор. К следующему сезону установить на ней наши шестерни или коленчатые валы. Короче, шаг за шагом превратить автомобиль в советский, скажем, на 60 — 70%.

Собственно, я описал путь, избранный для третьей попытки войти в мир Формулы 1. Так, летом прошлого года в Москве и Ленинграде состоялась презентация итальянской гоночной команды «Лайф». До этого она располагала лишь одним автомобилем, тремя запасными моторами и одним гонщиком. Новый спонсор в лице кооператива «Пик», созданного советским гонщиком Михаилом Пиков-ским при одном из ленинградских оборонных заводов, сделал команде финансовые инъекции. Но она пока не стала не только советской, но и смешанной. Более того, деньги не оживили команду: в прошедшем сезоне она потерпела не просто неудачу, а крах.

Машина «Лайф-Пик» не прорвалась ни в один из 1С финальных заездов. Ее ни разу не допустили даже к официальным тренировкам. Обычно на этап прибывает 38 — 40 гонщиков, 26 лучших добиваются права официальных тренировок и в зависимости от показанных там результатов располагаются на финальном старте. Бруно Джаномел-ли, выступавший на «Лайф-Пике», как правило, не мог показать результат выше тридцать девятого. Например, на трассе «Сильвер-стон» в Англии лучшее время прохождения круга на тренировочных заездах составило 1 мин 7,428 с. Проходной рубеж равнялся 1 мин 11,681 с. Джаномелли же показал 1 t мин 25,947 с. Комментарии, как говорится, излишни, надежды— тоже. В этом году среди участников |. первенства мира команда «Лайф-" Пик» отсутствует Первоначальная идея освоиться в Формуле 1 была неплохой, но поставили не на ту «лошадь». \

Что дальше? Государственных программ по прорыву в Формулу ] не предвидится. Остается надежда на меценатов— очень богатых.

35