Техника - молодёжи 1991-11, страница 49

Техника - молодёжи 1991-11, страница 49

Однажды в городе Ланьчжоу Цзюэюань помог попавшему в драку Ли Coy. Они сдружились, и Ли Coy поведал, что обучался у настоящего носителя шаолинь-ского стиля. Убедившись в чистоте помыслов странствующего монаха, он отвел его в Лоян к своему учителю —Бай Юйфэну. Поговорив друг с другом, вся троица, захватив сына Ли Coy, отправилась в Шаолиньсы.

Начались изнурительные тренировки Цзюэюаня под руководством Бай Юйфэ-на и Ли Coy. Нередко при отработке инь-чун (методы приема ударов на корпус) вместе с потом по телу струилась кровь из ссадин и ран. Через несколько лет Цзюэюань уворачивался от летящего копья, кулаком разбивал каменные плиты, дробил в порошок гальку, великолепно владел всеми 18 видами шаолиньского оружия, а его технику владения мечом называли «волшебной». Но после этого еще долгие годы создавал Цзюэюань единую стройную систему.

Современный любитель ушу, знакомый с техникой Шаолиня в основном по

Традиции и мастерство передаются от поколения к поколению.

фильмам, наверное бы, удивился, увидев старый идущий из тех времен стиль. В нем не было ничего красочного, внешне эффектного — надежные, скупые движения, малозаметные короткие удары в самые болезненные места...

Наставник Бай Юйфэн был много старше своих друзей и, вступив под сень монастырских стен, принял имя Цююэ — Осенний месяц. Он ввел в обучение монахов стили пяти священных животных — тигра, леопарда, змеи, журавля и дракона, описав их в трактате «Утонченные требования к пяти стилям». Рукопись не дошла до нас. Многие современные китайские мастера считают, что те стили животных, которые преподаются сейчас, имеют весьма косвенное отношение к Бай Юйфэну — в его технику посвящены лишь избранные.

Так в XIII веке шаолиньское боевое искусство (шаолиньцюань) действительно выделилось среди других, и монахи решили хранить его тайны, передавая их лишь самым надежным последователям.

Существовали ли какие-нибудь экзамены в Шаолиньсы? Скажем сразу: никаких «коридоров смерти с 18 бронзовыми бойцами» в монастыре не было. Это просто еще одна популярная легенда, подобная рассказам о Бодхидхарме. И все же в практику входили многие испытания, касавшиеся не только боевых искусств, но и буддийского учения, знания традиционных китайских канонов и даже искусства вести полемику с представителями других философских школ.

В середине XIV века настоятель Фуюй ввел обязательный экзамен по ушу, который, очевидно, и трансформировался народной фантазией в «коридор смерти». От трона настоятеля до главных ворот устраивали 13 застав —узких проходов, каждый охранялся двумя монахами-ин-структорами. Надо было преодолеть эту дорогу, победив всех 26 соперников, и открыть ворота монастыря. Неудачник либо вновь возвращался в тренировочные шлы, либо просто отчислялся.

К началу XVIII века шаолиньцюань приобретает свой окончательный вид. Помимо кулачного искусства, в него вошли знания о строении человеческого тела, основы управления энергетической субстанцией ци, работа со многими видами оружия, диетология, фитотерапия, основы врачевания и многое другое.

Одним из самых известных учителей на рубеже XIX — XX вв. был Чжэньцзюнь. Он обладал удивительным искусством уменьшения веса собственного тела, мог, например, стоять на натянутом над землей листе бумаги, не прорывая его. Как-то за месяц до своей кончины 80-летний Чжэньцзюнь показывал упражнения с оружием шэньбянь —веревка с утяжелителем на конце. Он вращал ее с такой скоростью, что обычно невозмутимые монахи начали аплодировать. Внезапно, без всякого разбега, старый мастер сделал гигантский прыжок вверх и очутился у трона, возвышавшегося над площадкой почти на 4 м! Конечно, такая действительность могла порождать самые невероятные легенды. Были среди монахов и такие, которые взглядом останавливали соперника, несильным нажатием на тело вызывали нестерпимую боль — она могла длиться несколько дней и проходила моментально лишь при воздействии на определенную точку.

... Шаолиньский монастырь сейчас открыт для посетителей. Та же его часть, где проживают и тренируются монахи, отгорожена от экскурсионных залов. Желающих понаблюдать за тренировками ждет вежливый, но решительный отказ. Парадокс заключается в том, что Шаолиньсы, всегда избегавший показной славы, ныне находится в центре внимания любителей ушу всего мира и нередко

$

* • w

В звериных стилях важно войти в роль: вверху — «обезьяна» с шестом; внизу— две грациозные «змеи».

служит объектом спекуляций. Но истинное шаолиньское искусство и коммерция на нем разделены непреодолимой преградой. Огромные доходы приносит продажа значков и открыток с изображениями монастыря, при нем открыт даже «Дворец ушу», где за 40 — 50 долларов в день можно обучаться «чему угодно».

Истинное же ушу начинается с понимания той культуры, которая породила его, с осознания и приятия многовековых традиций.

47