Техника - молодёжи 1991-11, страница 48

Техника - молодёжи 1991-11, страница 48

Тайны боевых искусств

Почтенный возраст — мастеру не помеха.

Рассказывают, что в 520 году в Китай пришел 28-й патриарх буддизма, индийский миссионер Бодхидхарма, которого китайцы стали называть Путидамо или просто Дамо. Он считал, что буддизм в Поднебесной извращается и настала пора донести истинный свет учения. Однако миссионер не был понят императором и отправился бродить по Китаю в поисках приверженцев. Так он попал в провинцию Хэнань, где на горе Суншань стоял Шао-линьсы — Монастырь молодого леса. Но и монахи не восприняли проповедь — в ней говорилось, что истина постигается вне слов и письменных знаков, она изначально существует в душе человека.

Дамо решил не отступаться и примером доказать правильность своего учения. В течение 9 лет он предавался сидячей медитации, обратившись лицом к стене. И тогда монахи, пораженные силой его духа, приняли учение как единственно верное. Дамо же из-за длительной неподвижности утратил способность ходить. Но, как гласит легенда, он без труда восстановил ее, используя необычную гимнастику. Миссионер проповедовал единство тела и духа и предписал монастырской братии в равной степени заниматься пассивной медитацией и физическими упражнениями, основанными на приемах боевых искусств. Таким образом возникла шаолиньская школа ушу.

История эта сотни раз повторялась любителями боевых искусств. Она расцвечивалась все новыми необычными подробностями, десяткам стилей приписывалось патриаршество Бодхидхармы. Так что наше дальнейшее повествование, возможно, многих разочарует...

Действительно, по рассказам современника, монаха Ян Сюаня, некий индийский миссионер посетил в 516 году монастырь Юннинсы («Вечное спокойствие»), расположенный в той же провинции, что и Шао-линьсы. Он оценил красоты здешних мест, восхитился пагодами и отправился «бро

Знакимстео со стилем шаолиньцюань, которому посвящены наши публикации этого года, было бы неполным без рассказа об истории легендарного монастыря. О немуже немало написано и в многочисленных брошюрках, бойко предлагаемых покупателю по «договорным ценам», и в различных периодических изданиях. Но порой вымысел выдается за действительность, а реальные факты не упоминаются вовсе...

Алексей МАСЛОВ

ИЗ ПЛЕНА ЛЕГЕНД

дить неизвестно куда». На том все и закончилось. Да и через два века после этих событий известный буддист Пэй Цуй лишь констатировал, что Дамо и его ученик Хуэйкэ останавливались в каком-то горном монастыре. Впервые же о связи Бодхидхармы и Шаолиньсы упоминается в трактатах XI века, в период расцвета чань-буддизма в Китае. Однако в них масса путаницы в датах и именах. Они скорее были «книгами размышлений», нежели историческими хрониками. Лишь к концу XVII века стали писать, что Дамо создал какой-то стиль ушу. Таким образом, нить легенд накручивалась на общий стержень — смутный рассказ о приходе в VI веке в Китай одного из индийских миссионеров. Что он проповедовал, чем занимался, куда направлял свои стопы, мы уже вряд ли узнаем.

Но красочный миф интересней, чем реальная история возникновения и развития шаолиньской школы. Он пробуждает интерес к духовному наследию древних мудрецов, в чем и заключается его основной смысл.

Одна из сутей ушу — освоение некоего пространства, которое кроется за видимой оболочкой вещей. Оно не осязаемо, не постижимо логическим мышлением, запре-

Без изнурительных тренировок не придет радость победы.

iг А

ш ■Щуъ \

дельно. Это некий загадочный двойник реальности, более значимый, чем она сама. Неважно, через какую философскую систему или школу ушу ученик постигает его, — главное, чтобы существовал «истинный учитель», способный передать Учение. И нетрудно понять, почему так заманчиво было связывать свой стиль ушу с Бод-хидхармой, которого миф рисовал великим мудрецом, «целостным человеком», — ведь продолжатели его дела как бы осенялись духом Дамо, находились на «истинном» пути.

С кого же в действительности начинается шаолиньское ушу? Конкретного человека назвать невозможно. В VI веке боевые искусства уже широко практиковались по всему Китаю —ими занимались как профессиональные воины, так и простолюдины, демонстрируя свое мастерство на народных праздниках. Занимались ушу и монахи Шаолиньсы еще до легендарного появления Дамо.

Монастырь был основан в 495 году неким Бато, именовавшим себя буддийским шаманом. Считается, что двух первых подобранных им монахов звали Хуэйгуан и Сэнтяо. Бато встретил Хуэйгуана на одной из улиц Лояна, когда тот жонглировал ногой тряпичным воланом, стоя на краю колодца, причем делал по 500 ударов без остановки. Оказывается, столь филигранной технике он обучался у старого мастера, проживавшего в его родной деревне. Очевидно, среди монахов нашлось немало любителей ушу. Шаолиньсы в этом смысле мало чем отличался от многочисленных буддийских обителей, где культивировались боевые искусства.

Прошло время, и вот в первой половине XIII века, в период одного из упадков монастыря, туда пришел молодой человек по имени Цзюэюань — Прозревающий далекое. Несколько лет он изучал у мастера Хэнвэня знаменитый комплекс «18 рук ар-хатов», создание которого позже приписали тому же Дамо. Комплекс был прост и эффективен — быстрые прямолинейные передвижения, разнообразные захваты и заломы, подсечки, удары ногами в нижний и средний уровень, бой на близкой дистанции. И все же Цзюэюань, наслышавшись о былой славе монастыря (и тогда люди рассуждали: «Да, раньше было...»), решил отправиться на поиски «истинного искусства».

Он обошел немало мест, тренировался у многих мастеров, но никто не показал ему систему, хотя бы равную шаолиньской.

46