Техника - молодёжи 1992-01-02, страница 20

Техника - молодёжи 1992-01-02, страница 20

ны, и он ударился головой о рельс. Причину катастрофы выяснили быстро— от вибрации мотора сорвалась игла карбюратора, перекрыв подачу бензина. Материалы расследования и отчет о завод ских испытаниях «7.21.1» отправили в Москву, а Флоров и Боровков сочли свою конструкторскую карьеру законченной и занялись обычными делами, тем более их хватало.

...25 декабря 1937 года комбриг Со-криер привез письмо наркома обороны КЕ.Ворошилова с просьбой усилить вооружение И-16 двумя синхронными пулеметами. Ему объяснили, что такая работа спланирована на год с Поликарповым, но комбриг рассмеялся и именем наркома дал... двое суток. Конечно, не уложились, а в ночь под новый 1938 год четырехпулеметный И-16 тип 10 отстреляли в тире, 11 января его облетал С.Супрун, а в марте 30 таких истребителей были уже в Испании.

Работать становилось все сложнее, сотрудники исчезали с угнетающей быстротой, арестовали и Мирошникова. Можно было догадываться, что пережи ли Боровков и Флоров, когда весной 1938 года их вызвали в Москву. Оказалось — на совещание членов Политбюро с высшим руководством ВВС и авиационной промышленности. Илья Фло-рентьевич поначалу приглядывался, потом осмелел и даже выступил. И гут его прервал Ворошилов:

— А как обстоят дела с войсковой серией вашего самолета? Помню, по этому поводу было специальное постановление правительства...

— Об этом нам ничег о не известно, — ответил Флоров. — Знаю, что чертежи истребителя в серию не передавали.

— А вот конструктор Яковлев по собственной инициативе построил хороший самолет, — заметил нарком и укоризненно добавил: — А вы-то, имея правительственное постановление, даже не знаете о нем.

Видимо, поняв, что упрек не по адресу, Ворошилов внес в решение совещания пункт о возобновлении работ над скоростным бипланом на основе аэродинамической схемы «7.21.1», а Главному управлению авиационной промышленности Наркомтяжпрома поручили обеспечить постройку головной серии.

Вскоре Ьоровкова и члиорова вызвал начальник ГУАП НКТП М.М.Каганович.

— Послушайте, так ваш истребитель за четыре года устарел! А я дам лучшие моторы, делайте себе новые самолеты. Прямо сейчас отдам приказ, и вы будете дела ть мне сразу... да что там, три новые машины.

Заманчивым было предложение Михаила Моисеевича. И не искушенные в наркоматских интригах инженеры согласились. Однако, едва они начали проектировать новый истребитель <<7», как с горьковского завода их попросили — туда приехал наделенный правами главного конструктора М.М.Пашинин (выдвиженец Кагановича), и Боровкова и Флорова перевели на подмосковный завод «Дирижаблестрой». Там сразу ло-няли, что прислали могильщиков цеппелинов, и принялись понемногу саботировать их деятельность. И все же. в июне 1939 года «семерка» вышла на испытания, осенью выпустили второй, опытный И-207-2, но они не покачали решительных преимуществ перед новым поликарповским бипланом И-153, и конструкторы переключились на работу над И-207-3 (или «8») с убирающимся шасси. По скорости «восьмерка» не уступала последней модификации И-16 тип 24, но почти на 100 км/ч отставала от опытных истребителей-монопланов Як, МчГ и ЛаГГ. Поэтому Флоров и Боровков заложили следующую машину, которая, по расчетам, должна была по всем статьям превзойти конкурентов, тем более, им удалось заполучить мотор М-63АР с редуктором.

Летные испытания «девятки» начались, когда уже шла война, их свернули вместе с постройкой экспериментального истреби геля «Д» со смешанной силовой установкой.

Флоров и Боровков занялись ею еще в 1939 году, заинтересовавшись возможностью дополнить поршневой двигатель воздушно-реактивным, и выбрали ДМ-2 конструкции И.А.Меркулова, работавший на обычном бензине. Под крылом И-207-3 разместили две такие «прямоточки». В полете выяснилось, что когда они выключены, скорость снижается на 12 км/ч (сказывается дополнительное сопротивление набегаю

Последний самолет, спроектированный И. Ф. Флоровым, — экспериментальный «4302».

шш*

щему потоку), а при включении возрастает на 24 км/ч. Немного, но расчеты показали, что прирост скорости будет ощутимее, если самолет перед включением «прямоточек» сильнее разгонится. Так и появился проект двухбалочного истребителя «Д» с поршневым мотором М-71 мощностью 2 тысл.с., размещенным в хвостовой части и работающим на толкающий пропеллер и двумя ДМ-2, встроенными в хвостовые балки. Обводы фюзеляжа и профиль крыла выбрали на основе исследований, проведенных под руководством ведущих специалистов ЦАГИ И.В.Остославского и Г.П.Свищева, вооружение состояло из четырех пушек. К лету 1941 года проектирование «Д» завершили, построили его полноразмерный макет . По расчетам, максимальная скорость новой машины должна была составить 850 км/ ч — во много больше, чем у серийных истребителей. Однако в июле ОКБ-207 ликвидировали «по обстоятельствам военного времени». По той же причине прекратили деятельность группы А.МЛюльки над турбореактивными двигателями, сделав исключение для тех, кто занимался перехватчиком БИ с жидкостно-реактивным двигателем. Да и то в надежде на скорый успех, а его, как известно, не было.

Так у нас свернули самое перспективное направление в развитии авиационной техники. А это привело к отставанию нашей военной авиации. Напомним, что к 1945 году немцы серийно выпускали реактивные Ме-163, Ме-262, Ар-234, Хе-162, англичане — Глостер «Метеор» и Де Хэвиленд «Вампир», американцы — Белл П-59 «Эркомет» и Локхид П-80 «Шутинг стар». А у нас все еще доводили до кондиции БИ.

Кстати, один из его авторов — В.Ф.Болховшинов пригласил Флорова на должность начальника отдела предварительного проекта. Деятельность Ильи Флорентьевича была высоко оценена — его наградили орденом Трудового Красного Знамени.

...А.А.Боровков в начале 1945 года погиб в авиакатастрофе. Флорову удалось построить чисто экспериментальный высокоплан «4032» с прямоугольным крылом и лыжным шасси для испытаний жидкостно-реактивных двигателей Л.С.Душкина—двухкамерных, тягой 1140 кгс и А.И.Исаева—тягой 1100 кгс. Безмоторный вариант «4302» облетали в 1946 году, а полет с ЖРД Исаева лет-чик-испытатель А.К.Пахомов выполнил в августе 1947 года. Все шло нормально, но в конце работы двигателя разрушилась одна из магистралей, пары азотной кислоты заполнили кабину, и все же 11ахомов сумел посадить машину. После этого программу создания самолетов с ЖРД закрыли—уже появились боле перспективные истребители с турбореактивными силовыми установками. А Илья Флорентьевич перешел на научную деятельность, защитил кандидатскую, потом докторскую диссертации, возглавил коллектив ученых. Но самолетов больше не строил...

18