Техника - молодёжи 1992-01-02, страница 49информационный массив, поглотив который можно сразу начать действовать подобно компьютеру, а некая духовная эволюция, зависящая прежде всего от самого ученика. 74 ПРИЕМА ЦЗЮЭЮАНЯ Легенда приписывает этот комплекс тренировочного боя монаху Цзюэюаню, жившему в XIII веке. Говорят, что именно он заложил базу шаолиньцюань, хотя в конечном виде стиль сложился лишь к XVII столетию. Комплекс включает в себя удары руками, ногами, захваты, броски, воздействия на суставы и болевые точки. При его отработке старайтесь соблюдать следующие рекомендации: — внимательно изучив прием, обратите особое внимание на траекторию движения конечностей и точку приложения силы. Поначалу отрабатывайте прием с партнером очень медленно. Следите, чтобы удары приходились точно в требуемые точки, а заломы суставов вызывали лишь небольшую боль. Знайте, иногда смещение рычага воздействия всего на 1 — 2 см десятикратно усиливает эффект от залома; — далее, научитесь выполнять прием быстро, но абсолютно расслабленно. Помните: «правильный прием исходит от ног и направляется поясницей». Это значит, что ци поднимается из ступней и мощным потоком идет вверх, а небольшим поворотом (прогибом, наклоном) поясницы вы направляете его в нужную точку; — все более ускоряйте выполнение приема и вводите его в связку с другими, однако новые действия осваивайте медленно и расслабленно. Не худо помнить китайскую пословицу: «Медленное рождает быстрое»; — почувствовав, что вы хорошо освоили комплекс, наносите удары в полную силу (конечно, если ваш партнер подготовлен не хуже, чем вы). Не стремитесь превращать комплекс в красивый танец, помните о реальности боя. Каждое движение имеет свое традиционное название. Иногда прием состоит из двух-трех таких движений, некоторые весьма неброские и заключаются лишь в небольшом изменении позиции. Но для достижения результата подобные тонкости могут сыграть основную роль. Бойца в темной обуви и обмотка> на голенях будем называть А, другого - Б. Подготовительная позиция. Бойцы стоят левым боком друг к другу, их головы повернуты влево, соперники смотрят глаза в глаза. Руки опущены, ладони на бедрах. Затем оба медленно сжимают кулаки, готовясь к поединку. Здесь нельзя торопиться или сводить начало к формальности, необходимо полностью собраться перед схваткой (рис.1). «Одной рукой сорвать месяц» (А), «Одной рукой разогнать облака» (Б). А разворачивает корпус влево на 90" и делает в этом направлении шаг левой ногой, принимая левостороннюю стойку гунбу. Одновременно он наносит правым кулаком удар в голову Б. Левый же его кулак перемещается к центру груди в защитную позицию. В момент удара боец Б разворачивает корпус влево, делает шаг вперед правой ногой и принимает правостороннюю стойку гунбу. В то же время он отклоняет корпус от удара немного влево и делает слева направо сметающий блок правым предплечьем. В момент контакта правой руки Б с рукой А предплечье Б немного вращается наружу, как бы прокатываясь вдоль руки нападающего и «снимая» с нее импульс удара (рис.2). «Золотая змея обвивается вокруг столба» (А), «Архат опирается о стену» (Б).А делает небольшой шаг вперед левой ногой, затем подшагивает к ней правой и разворачивает корпус на 90°вправо. Таким образом он заходит за спину Б. Одновременно правой рукой А захватывает правое запястье Б и тянет его вниз-вправо от себя. Левой же рукой (точнее — внутренней частью согнутого локтя) А захватывает шею Б и тянет его на себя, проводя удушение. Б разворачивает корпус на 90° влево и разжимает свой правый кулак, разводя и напрягая пальцы, что ослабляет захват и позволяет перейти к освобождению. Заводя свой левый кулак за спину, Б наносит удар в левое бедро А (рис.3). «Тигр вырывает сваю» (А), «Птица расправляет крылья» (Б). А, оставаясь в прежней позиции, сгибает свой правый локоть и поднимает кулак вверх к правому уху. Левой рукой он продолжает тянуть Б назад, пытаясь сва лить его. Б делает полшага вправо правой ногой, затем слегка подшагивает вперед левой и захватывает правой рукой предплечье А (рис.4). «Пронзить ногой сердце» (А), «Втянув живот, защитить себя» (Б). Б начинает разворот корпуса влево на 270°, «ныряя» вниз и освобождаясь от захвата, и делает правой ногой передне-скрестный шаг (иногда это положение называют скрученной стойкой) влево; полностью заканчивая разворот, он отшагивает назад левой ногой, принимая правостороннюю стойку сюйбу. Б сгибает обе руки и, приподнимая предплечья, защищает ими лицо. Затем по дуге сверху пытается нанести кулаками удар в лицо А. Тот, защищаясь, раздвигает своими предплечьями изнутри наружу руки Б и одновременно наносит ему прямой удар правой пяткой в область сердца или в живот. Б немного отскакивает назад и втягивает живот, смягчая атаку (рис.5). «Стойка на одной ноге» (А), «Скользнув руками, нанести удар» (Б). Б резко разворачивает корпус влево, подша-гивая вперед правой, а затем левой ногой, таким образом он полностью уходит от удара и принимает стойку мабу. Левой рукой Б подхватывает за щиколотку правую ногу А и тянет ее немного вверх и назад-влево. Затем, резко оседая, бьет правым предплечьем в верхнюю часть правого бедра соперника и далее —правым локтем в живот. Чтобы не упасть, А обхватывает Б левой рукой за шею и слегка разворачивает корпус вправо, смягчая удар в живот (рис. 6). (Продолжение следует) |