Техника - молодёжи 1992-03, страница 30

Техника - молодёжи 1992-03, страница 30

Щ11

Однажды ... с постскриптумом

Генерал — даже не минерал

Известный русский капиталист В.А.Кокорев (1817- 1889) считал, что осознать свои сословные цели и задачи отечественному купечеству мешает «чинобесие» — преклонение перед дворянами и чиновниками. Как-то раз ему довелось участвовать в выборах председателя одного торгово-промышленного объединения. Баллотировались на этот пост два кандидата: толковый, знающий отрасль предприниматель и мало понимающий в деле действительный статский советник, любивший, чтобы к нему обращались по соответствующему военному чину — «генерал»...

Во время обсуждения кан

дидатур Василий Александрович попросил слова.

— Когда Петр I по дороге в Крым проезжал через Донецкий бассейн, — сказал он, — ему показали выход на поверхность угольного пласта. Хотя каменный уголь тогда не использовался и еще мало кто понимал его значение, великий преобразователь России произнес пророческие слова: «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет...» Тут Кокорев выдержал паузу и эффектно закончил:

— А сей генерал ни нам, ни потомкам нашим, и вообще никому и ни на что никак полезен не будет!

P.S. Интересно, подыскал бы он вообще слова, дабы охарактеризовать нынешних пенкоснимателей —руководителей искусственно создаваемых псевдоэкономических новообразований для переливания из пустого в порожнее? И какой чин для себя предусмотрели последние в разрабатываемом ранжировании населения? Не иначе, как соответствующий генерал-фельдмаршалу царских времен с окладом в сотню-другую советских прожиточных минимумов.

Ну и чистюля!

В№ 4 за 1991 год мы расска

зывали, как жена изобретателя автомобиля Карла Бенца, Берта, «вывела автостроение на большую дорогу». В начале августа 1888 года она совершила первый в истории междугородный «автопробег» между Мангеймом и Пфарцгеймом (правда, по семейным обстоятельствам). Так вот, когда на полпуш выяснилось, что горючего не хватает, она прикупила бензина в... аптеке, чем произвела на ее владельца неизгладимое впечатление. И хотя газеты уже вовсю шу мели о беспрецедентном путешествии, аптекарь, отвечая на расспросы посетителей, неизменно подчеркивал то, что поразило его больше всего:

— Мы, фармацевты, люди наблюдательные, нас не проведешь. Едва эта смелая женщина, оседлавшая лрожки с мотором, вошла в мою аптеку я сразу понял, какая это чистюля. Она купила у меня целых пять литров бензина, который, как известно, употребляется для очистки платья от пятен масла и грязи!

P.S. Что ж, каждый оценивает происшедшее так, как оно ему видится, по своему разумению. Ведь, допустим, и о недавнем историческом (по последствиям) событии, имевшем место возле «Белого дома» России в августе прошлого года, кое-кто вспоминает как о классной тусовке с дармовой выпивкой, закуской и денежными авансами.

Не в свои сани не садись

В статье «Академическая наука в тисках финансового кризиса» («Природа», № 9 за 1991 г.) доктор химических наук С.А.Вольфсон приводит такой эпизод. Он разговорился с группой американских экономистов, сразу после их встречи с академиком Л.И. Абалкиным, возглавлявшим тогда экономическую реформу. Гости высоко оценили уровень состоявшейся научной дискуссии и не скупились на восторженные комментарии. Воспользовавшись случаем. Вольфсон поинтересовался у них: а какую официальную должность мог бы занять Абалкин в США? Например, мог ли он стать консультантом президента по экономике?

— Конечно, нет! —последовал дружный ответ.

При дальнейших расспросах оказалось, что не подходит он и для других, менее ответственных постов —допустим, руководителя консультативной фирмы или директора даже небольшого банка.

— Но тогда, что же возможно?—удивился Вольфсон.

Американцы замялись и после бурного обсуждения наконец объявили: академик мог бы стать профессором по ис-

Неизвестное об известном

По и мягкотелые

Эдгар По (1809 - 1849) многим знаком как родоначальник детективной литературы. Был он еше поэтом-символистом, критиком и классиком фантастической или юмористической новеллы. Но мало кто знает, что знаменитый писатель-романтик отдал дань и жанру научно-популярной литературы. Более того, его можно считать пионером популяризации в Америке.

1839 год для Эдгара По был крайне неудачным. То. что он предлагал газетам и журналам, почему-то отвергалось. И тогда он, по совету одного из своих друзей, взялся за переделку книги профессора Томаса Вайята «Руководство по конхиологии — науке о раковинах»,—довольно объе

мистой, беспредельно скучной, да еще плохо систематизированной.

Эдгар По был знаком с раковинами лишь по своей детской коллекции, но за работу взялся рьяно. Прежде всего он написал увлекательное предисловие, посвятив его восхвалению эстетической стороны собирательства раковин. Отметил и познавательную сторону коллекционирования. Затем предельно популярно и убедительно из

ложил те научные аспекты, которые присущи конхиологии. После чего кратко и понятно переложил содержание, собственно, книги. За эту часть можно было бы обвинить писателя в приближении к плагиату, если бы не похвала самого профессора и его официальное заявление о том, что переделка удалась. Он не верил в переиздание своего труда, а вот популярную книгу о раковинах можно печатать и повторно.

И действительно — предсказание сбылось. Книгу Эдгара По еще четыре раза издавали в США и один раз в Англии. В конце XIX века «Первая книга конхиолога» в библиотеках англоязычных стран рекомендовалась как занимательная и полезная для школьников.

Словом, научная популяризация—дело важное.

Г.ДМИТРИЕВ,

инженер

Узелок на память

Иснусство механики

М.В.Ломоносов изобрел множество приборов. И для молодого русского флота, и для физических и химических аабораторий. В 1759 году наш энциклопедист придумал конструкцию морского хронометра с четырьмя пружинами, работающими через усеченный конус на одну приводную ось. Заводить их рекомендовалось по очереди с определенным интервалом. времени. Михаил Васильевич тем самым предотвращал неравномерность в раскручивании пружин. Он так и писал: «погрешности сил пружинных по большой мере отвращены могут быть».

Считалось, что эта идея в России не получила дальнейшего распространения. Но вот недавно в экспозицию Политехнического музея в Москве поступили старые и очень сложные астрономические часы с множесгвом циферблатов. Сделал их самоучка-механик Ф. Карась из Новоалександрийского уезда Радомской губернии. Начал он их делать в конце прошлого века,

28

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Финансовая реформа александра 2

Близкие к этой страницы