Техника - молодёжи 1992-10, страница 41

Техника - молодёжи 1992-10, страница 41

бородые, облаченные, по нынешней терминологии, в «мини» — называли так пришельцев прежде всего потому, что те носили длинные бороды и одежды. И вдобавок прибыли морем. В чем же тут дело?

В том, что инки усматривали в испанцах сходство не с собой, а со своими отдаленными предками.

Бородатый предок и цепное четвероногое

Преданйе гласит, что одному из первых инкских императоров Пача Кутеку, когда он был еще принцем, как-то во сне явился некий муж, бородатый, в длинных, до пят, свободных одеждах, с «неизвестным животным» на поводке. Призрак назвался божественным предком — Вира-Кочей (императоры инков, дабы подчеркнуть свое небесное происхождение, также носили это имя.— Ред.), «дядей» принца, предупредил его о готовящемся мятеже индейцев племени чанка и пообещал содействие. Позднее,, когда Пача Кутеку со своим ополчением удалось разгромить войско чанков, он утверждал, что в битве на его стороне скрытно принимали участие предки, «бородатые люди». А став императором, собственноручно изготовил статую Вира-Кочи. Она изображала стройного мужчину в длинных одеждах, с бородой в пядь. Не забыл наш скульптор-любитель и животное: «Неизвестного вида, с лапами льва, его шея была перевязана цепью, конец которой находился в одной руке статуи» (здесь и ниже цитируется сочинение Инки Гарсиласо де ла Веги «История государства инков», JL, 1974).

Не исключено, что и сам Пача Кутек еще имел бороду: индейско-испанский хронист Айяла нарисовал его с неким подобием таковой. Оригинальной была и внешность главной жены императора: ее даже прозвали Мама Рунту (Мать Яйцо) за цвет кожи, который «был белее, чем он обычно бывает у индианок».

В научной среде укоренилось мнение, будто ищи составляли своеобразную аристократию племени индейцев кечуа и этнически ничем от последних не отличались. Однако в высших кругах Тау-

антинсуйу считалось, что индейцы, даже если и называются , «инками», носят это звание не в силу происхождения, а в качестве привилегии, дарованной за помощь в борьбе с чанками. Натуральные же инки — исключительное явление в этносе Перу. Они тщательно следили за чистотой своих родословных, не пренебрегая даже кровосмешением, и имели собственный тайный язык, «на котором они говорили между собЬй, ибо его не понимали остальные индейцы и им не было дозволено изучать его, поскольку он был божественным языком».

Отметим пока главное: упорство, с каким инки отстаивали свою этническую самобытность, и легенды о бородатых светлокожих предках, прибывших из-за моря,—придумать такое безбородым смуглым индейцам было бы не так просто. И вспомним заодно : весь опыт истории и археологии последнего времени показывает, что предания на пустом месте не рождаются...

Два потопа или один?

Обратимся к обстоятельствам, позволившим испанцам увидеть в инках потомков пропавшего «колена израилева». Один из главных аргументов — удивительное сходство библейской и инкской легенд о потопе. Поражали не только общие параллели сюжета; даже число уцелевших было одинаковым! «Некоторые любознательные испанцы, слушая эти рассказы, хотят сказать, что индейцам была ведома история Ноя и трех сыновей, жены и невесток, которые и были теми четырьмя мужчинами и четырьмя женщинами, которых Бог спас от потопа, что это те самые люди, о которых рассказывает легенда (инков.— А.А.)».

Как уже отмечалось, попытки найти хотя бы отдаленное родство между ивритом и языком кечуа не дали результата. Но это неудивительно. Нам, в отличие от испанских миссионеров, отлично известно, что добиблейских преданий о потопе множество. И ближе всех к инкской версии стоит германская.

Например, в прологе к «Младшей Эдде» автор, говоря о восьми прародителях, называет во главе

их библейского Ноя. Однако есть основания полагать, что в пору язычества имя фигурировало другое. Тацит писал: «В древних песнопениях... они славят порожденного землей бога Туистона. Его сын Манн — прародитель и праотец их народа; Манну они приписывают трех сыновей, по именам которых обитающие близ Океана прозываются ингевонами, посредине — гермионами, все прочие — истевонами». Добавив к четырем прародителям их жен, получим знакомую уже нам восьмерку. А глава экипажа ковчега в инкской версии носил имя Манко. Кроме того, у древних германцев, как и у инков, был второй вариант легенды, по которому спаслись только двое.

Таким образом, мы имеем четыре независимых совпадения: общее сходство сюжетов о потопе, число вариантов легенды, количество спасшихся в каждом из них, имя главного героя. Вполне достаточно, чтобы продолжить поиск в этом направлении.

Параллели сходятся

Поищем что-нибудь в сфере культуры и быта. Заранее исключим аналогии, лишенные черт уникальности, а вполне объяснимые совпадением фазы развития инков и древних германцев: например, регулярные общественные обеды или равнодушие к благородным металлам.

По свидетельствам хронистов, инки стали крупными реформаторами в области морали и права древнего Перу. Ничего, казалось бы, удивительного — но реформа эта проводилась в чисто германском духе! Например, де ла Вега пишет о законодательной деятельности первого инки Манко следующее: «В особенности он приказал проявлять всеобщее уважение в отношении к женщинам и дочерям, потому что касательно женщин у них царили самые варварские из всех пороки. Он ввел смертную казнь для прелюбодеев, убийц и воров. Приказал иметь не более одной жены... и чтобы женились после двадцати лет и старше».

Отметим, что из правила моногамии имелось одно исключение — для верховного инки, кото

39