Техника - молодёжи 1992-11, страница 5

Техника - молодёжи 1992-11, страница 5

и вспомогательных механизмов закреплено что-то весьма тяжеловесное. Однако оно оказалось обманчивым. Масса 15-метрового манипулятора — всего 360 кг. Причина тому — его «суставы» изготовлены из композитного углепластика, имеющего малый удельный вес, но высокую прочность. Последнее обстоятельство тоже очень важно. «Плечи» и «локти» способны выдерживать полутонные нагрузки и перемещаться при этом со скоростью 0,5 м/с. Ну а коль скоро мы перешли к «анатомическим» терминам, то нельзя не сказать о «кистях». Они... зрячие.

Электромеханики бережно держали некую причудливую конструкцию, напоминающую трилистник клевера. То и была «кисть». Она должна схватить находящийся на космическом корабле зонд своими лепестками и отправить его в самостоятельный полет. Между этими «пальцами» расположен стальной штырь с закрепленным на его конце подшипником. Внутренняя поверхность «ладони» покрыта твердой смазкой. При захвате подшипник проскальзывает в специально оборудованный приемный узел зонда. Есть предварительное сцепление! Дальше «пальцы» плавно сжимаются, фиксируют груз и выводят его в открытый космос. Если же надо «снять», допустим, спутник с орбиты, то операции делаются в обратном порядке. И не на ощупь. Оператор смотрит на объект в прямом смысле сквозь «пальцы», поскольку «кисть» снабжена телекамерой и светильниками.

Но вернемся к пространственному стенду. На нем конструкторам удалось отработать уникальное программное обеспечение для бортовой ЭВМ, которая позволяет полностью автоматизировать действия манипуляторов, имеющих высокую подвижность. В отличие от единственной «шаттловской» «руки», способной перемещаться только по плоскостям, наш двурукий аппарат обладал бы и другим важным преимуществом: управлять «кузнечиками» можно и с Земли по радио. Из космоса в Центр управления полетами ,(ЦУП) поступит огромный массив телеметрической информации о положении их самих и перемещаемых ими предметов, а в ответ — столь же крупный массив команд управления в память бортовой ЭВМ.

Но читатель, видимо, обратил внимание на слова «должна», «обладал бы»... Каковы же перспективы? Ведь «Бурану», судя по всему, больше не суждено выходить на стартовые площадки космодромов. А это означает: не нужны больше и манипуляторы. Надо отдать должное конструкторам — побывав в нокдауне, они сумели оправиться. «Система может работать и на других космических объектах,— сказал мне ведущий инженер ЦНИОКИРТК Альберт Багдасарян.-Для ее установки не требуется каких-либо переделок, просто к бортовой ЭВМ подключается дополнительный блок, корректирующий имеющиеся программы к конкретным условиям работы. Подобные блоки могут быть сделаны

Так должен был действовать манипулятор «Атлантиса» при выводе на орбиту срочного груза НАСА. Но желаемое оказалось далеким от действительного. (Цифрами обозначена последовательность действий «руки».)

для различных долговременных космических станций и спутников, работающих в автоматическом режиме. Не является исключением и «Шаттл».

То, что механическая «рука» будет работать в космосе, если уж не на нашем, так на американском пилотируемом комплексе, сомнений у ее создателей не вызывает. Правда, еще совсем недавно совместное сотрудничество на орбите представлялось куда радужнее: от рукопожатия экипажей «Союза» и «Аполлона» в 1974 году к «рукопожатию» манипуляторов, выводящих в пространство советско(российско)-американские спутники. В некогда популярном шлягере «Огромное небо» были слова:

«...рукою до звезд дотянуться смогли». Жизнь внесла свои непредсказуемые по-" правки. И, как ни пой, выходит, что «рука Москвы» (то бишь Петербурга) прикоснется к тайнам космоса скорее с борта «Атлантиса» или другого корабля проекта «Шаттл».

P.S. Когда материал был уже подготовлен, стало известно; что на 1993 год все-таки планируется полет «Бурана». Правда, пока не ясно — с космонавтами или в беспилотном варианте. Впрочем, для манипулятора все равно, откуда поступают команды — с Земли или с орбитальной станции. Ждем «рукопожатия»?

г

J

3