Техника - молодёжи 1993-01, страница 28

Техника - молодёжи 1993-01, страница 28

уровне, согласно подсчетам специалистов, требуется не меньше 30 — 35 куб.км воды. Откуда ее взять?

Наиболее убедительны предложения бережно использовать местные водные ресурсы. Например, категорически запретить излишние поливы земель, отказаться от влаголюбивых сельхозкультур, изменить саму структуру народного хозяйства южных республик, ориентируясь на водосбе-регающие технологии.

Подобные рекомендации справедливы и разумны. Только насколько они реалистичны в нынешний смутный период социально-политических и эколого-экономиче-ских потрясений? Их не удалось претворить в жизнь даже при прежней централизованной и жестко управляемой системе. А ведь тогда была еще возможность в приказном порядке потребовать выполнять соответствующие мероприятия. А что теперь?

Учтем, что в верхней половине Амударья и Сырдарья полноводны; имеются водохранилища. Вроде бы нет никакой острой необходимости менять сложившуюся хозяйственную систему, затрачивая немалые средства. А то, что в нижней половине этого двуречья проблемой воды определяется жизнь и смерть людей, безусловно, тревожит обитателей верховий, но — не очень. И своих забот хватает с лихвой. Еще одно обстоятельство. Даже если удалось бы обеспечить Приаралье необходимым количеством поверхностных вод, не менее важно позаботиться об их качестве. А это... задача не из легких.

В своих верховьях Амударья и Сырдарья чисты. Их минерализация не превышает обычно 0,2 — 0,3 г/л. В начале века даже в низовьях Сырдарьи минерализация составляла 0,4 г/л. В 1950 году эта цифра возросла до 0,5; в 1970-м — до 1,0; в 1985-м — до 2,26. От такой воды и верблюд может «отбросить копыта», потому что, помимо высокой минерализации, она ядовита по химическому составу.

Правда, имеются здесь достаточно мощные подземные водоносные горизонты. Однако лишь небольшая их часть пригодна для питья. Использование недоброкачественной воды приводит к массовым заболеваниям населения, в особенности детей... Нет ничего удивительного в том, что представители Средней Азии и Казахстана выступают за строительство канала Север — Юг. Пожалуй, они-то и составляют авангард «переворотчиков».

Легко ли быть донором?

В засушливых регионах вода —драгоценность. Какой безумец станет возражать против того, чтобы сюда направили мощную искусственную реку?.. Впрочем, ситуация не так проста.

— Скажите,—спрашиваю Воропаева,— разве может Обь безболезненно отдавать ежегодно 27 куб.км воды?

— Ее состояние в обычных условиях существенно не изменится.

— А в необычных?

— В годы пониженной водности, в межень, осложнится судоходство в среднем течении Оби.

— И все?

— В Обской губе может нарушиться природная обстановка в местах, куда уходит на зиму рыба. Но соответствующие исследования еще не проводились.

— А затопление земель?

— Проектируются преимущественно осушительные мелиорации. Они помогут оздоровить тайгу.

— Создание искусственных ландшафтов?

— Улучшенных, скажем так. В Финляндии, например, подавляющее большинство лесных угодий мелиорировано. От этого они хуже не стали. А состояние нашей тайги вы, наверное, видели?

Что и говорить, леса России находятся в плачевном состоянии. На просторах Западной Сибири, где из недр выкачиваются гигантские объемы нефти и газа, в поистине геологических масштабах происходит опускание земной поверхности. Оно порой измеряется десятками сантиметров. В условиях низменности это увеличивает заболоченность. Может быть, переброска излишков сибирской воды в засушливые регионы принесет двойную пользу: на севере поубавит болот, а на юге добавит плодородных сельхозугодий?

Очень хотелось бы поверить в такую возможность. Хотя, как известно, немало самых хороших начинаний мы умудрялись превращать в нечто противоположное, приносящее убытки народному хозяйству и экологические беды.

— Григорий Васильевич, а не отпала ли проблема канала уже потому, что она ныне превратилась в международную? Вода — сибирская, засушливые земли — в Казахстане и Средней Азии. Не слишком ли расточительно такое донорство?

— Во-первых, и в самой России существует острая потребность в чистой воде. Скажем, на Южном Урале. Канал в определенной степени удовлетворил бы ее. Во-вторых, Сибирь не должна осуществлять благотворительную акцию. Заинтересо-

Линии, показывающие этапы «усыхания» Аральского моря, свидетельствуют о соответствующем увеличении пустынь. Контуры Арала в 1955, 1985 годах и прогноз на 2000 год.

ванные республики внесут соответствующую долю в проектирование и строительство канала, расплатившись, в частности, поставками свежих овошей и фруктов. Не исключены и. другие варианты.

— Торговля благами земли?

— А почему бы и нет? Рыночные отношения. Учтите, что речь идет о возобновляемом природном ресурсе в объемах, исключающих его истощение.

— И все-таки, как — Аральское море?

— Никак. Надо побеспокоиться в первую очередь не о нем, а о жителях этого обширного региона. Чистая вода необходима им для нормальной жизни и хозяйственной деятельности.

Цели ближние и дальние

Гипотетический канал от Оби (Иртыша) до Приаралья прежде не рассматривался с политической точки зрения. А зря. Она в наше время приобрела большое значение. Канал помог бы сохранять единое экономическое и экологическое пространство бывшего СССР, связывая единой животворной артерией республики. Такова надежная основа для дружбы народов.

Из сибирских недр изъяты миллиарды кубометров нефти и газа. Это — невозоб-новимые потери. Другое дело — взаимовыгодная торговля водой.

Кому финансировать столь грандиозное мероприятие? Всем заинтересованным республикам. За питьевую воду должна быть установлена плата. Это, помимо всего прочего, будет содействовать рациональному использованию данного «товара». Нужны точные, обоснованные расчеты вариантов трассы и конструкции канала или закрытых водоводов, а также экологических потерь, экономических и социальных выгод... Кстати, совсем не исключено, что покупать ежегодно около 27 куб.км воды будет накладно, и каждая из южных республик определит минимально необходимое ее количество.

По-видимому, на таких условиях ни одно государство не станет заботиться о сохранении Аральского моря. Даже если предположить, что климатические последствия его исчезновения могут отрицательно сказаться на природных условиях достаточно удаленных отсюда регионов.

...В геологической истории «вымирание» моря — событие самое заурядное. Где бы вы сейчас ни находились, на этом месте миллионы лет назад непременно расстилалось море. В этом смысле судьба Арала закономерна. Конечно, тут сказалась деятельность человека. Но и она, как писали географы еще в середине прошлого века, принадлежит к земным естественным силам.

Плохо ли, если б на высыхающем морском дне возникали сады, луга, пашни, благоустроенные поселки? Однако в действительности расширяются пустыни, существует опасность засоления огромных территорий...

Спасение Арала — цель дальняя (а то и вовсе неосуществимая в обозримом будущем). Необходимо прежде всего позаботиться о жителях Приаралья. Сегодня наиболее действенным мероприятием представляется прокладка сюда канала из Сибири. Во всяком случае, отказываться от проработки такого варианта было бы ошибкой.

26