Техника - молодёжи 1993-01, страница 52

Техника - молодёжи 1993-01, страница 52

года писал: «Монаха Авеля в Выготский монастырь определить». Имеется и запись о поступлении Авеля в названный монастырь. Однако уже 21 июня 1826 года митрополиту донесли, что Авель, собрав пожитки, 3 июня самовольно оттуда отбыл. О происшедшем доложили государю — теперь уже Николаю I. Тот повелел, чтобы монах для смирения был заточен в суздальский Спасо-Ефимъевский монастырь, где он и закончил свое земное существование...

* * *

Авель и его провидческий талант продолжают удивлять и поныне. К сожалению, документы, имеющие к нему отношение, рассеяны по разным хранилищам, публикации немногочисленны. А его собственные книги оседали в архивах царствовавшего дома. Что же касается использованных в данной статье источников, то они были в 1875 году опубликованы известным русским историком, журналистом и издателем М.И.Семевским в его журнале «Русская старина». Есть также статьи об Авеле в энциклопедии Брокгауза, в «Биографическом словаре». В материалах Семевского Авель предстает в роли этакой вещей Кассандры: ведь он предсказал смерть Екатерины П и Павла I, нашествие Наполеона, падение и сожжение Москвы!

Однако действительная его компетенция была, как можно полагать, существенно шире и включала, например, самопредсказание, чего до сих пор никто не отметил По мнению Семевского, «Жития Авеля», основной биографический источник, написаны самим монахом. А Семевский, надо сказать, располагал оригиналами, ныне утраченными, в том числе рукописными тетрадями Авеля, его собственноручными письмами к влиятельным особам и упомянутыми «Житиями». Поэтому мнение историка вряд ли может бьггь оспорено.

Естественно считать, что автор собственной биографии не мог точно знать срок своей земной жизни. Но в «Житиях» сказано: «Жизни отцу Авелю от Бога положено восемьдесят и три года и четыре месяца». Это расходится с реальностью всего на пять с лишним месяцев, однако будем придирчивы — погрешность все-таки есть. Как ее можно толковать? Возможны два варианта

ПЕРВЫЙ. Авель каким-то мистическим образом определил длительность своей жизни и сам написал приведенную строку в «Житиях» И округлил — ведь 83 года и 4 месяца составляют ровнехонько 1000 месяцев!

Поскольку информацию о будущем Авель скорее всего получал в виде образов (ясновидение), не исключено, что он пытался как-то их объяснить, подвести некую «теоретическую базу» под свои видения. Его тяготение к такого рода деятельности можно усмотреть в собственноручных гадательных таблицах, опубликованных в одной из посвященных ему работ.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ. Авель сделал в «Житиях» пропуск специально для того,

чтобы после его кончины кто-нибудь вписал туда длительность жизни. Но если так, чем объяснить несовпадение? Кроме гого, Семевский не заметил в рукописи никаких следов чужого почерка. Так что второй вариант отпадает первым. Остается считать, что Авель действительно ЗНАЛ, сколько проживет. Без точного знания предположить столь долгую жизнь для человека, проведшего в тюрьмах и ссылках более двадцати лет, было бы нелегко.

Однако факты — упрямая вещь. Только и на них не кончается повествование о странном монахе-провидце. Совсем недавно, уже во второй половине XX века, появились публикации, проливающие свет на неизвестные ранее широким кругам другие предвидения Авеля, касающиеся судеб России, монархии, Дома Романовых и даже... последнего самодержца Николая Александровича! Похоже, что Николай П узнал из работ Авеля о своей трагической судьбе, держал их в руках, читал...

Обратимся к книге С.А.Нилуса «На берегу Божьей реки» (часть вторая), изданной на русском языке в Сан-Франциско в 1969 году.

«При особе Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны состояла на должности обер-камерфрау Мария Федоровна Герингер, урожденная Аделунг, внучка генерала Аделунг, воспитателя Императора Александра И во время его детских и отроческих лет. По должности своей, как некогда при царицах были «спальные боярыни», ей была близко известна самая интимная сторона царской семейной жизни, и потому представляется чрезвычайно ценным то, что мне известно из уст этой достойной женщины.

В Гатчинском дворце, постоянном местопребывании Императора Павла I, когда он был наследником, в анфиладе зал была одна небольшая зала, и в ней посредине на пьедестале стоял довольно большой узорчатый ларец с затейливыми украшениями. Ларец был заперт на ключ и опечатан. Вокруг ларца на четырех столбиках, на кольцах, был протянут толстый красный шелковый шнур, преграждавший к нему доступ зрителю. Было известно, что в этом ларце хранится почта, что была положена вдовой Павла I, Императрицей Марией Федоровной, и что было завещано открыть ларец и вынуть в нем хранящееся только тогда, когда исполнится сто лет го дня кончины Императора Павла I, и притом только тому, кто в этот год будет занимать царский престол России. Павел Петрович скончался в ночь с 11 на 12 марта 1801 года. Государю Николаю Александровичу и выпал, таким образом, жребий вскрыть таинственный ларец и узнать, что в нем столь тщательно и таинственно сохранялось от всяких, не исключая и царственных, взоров.

В утро 12 марта 1901 года,— сказывала Мария Федоровна Герингер,— и Государь и Государыня были очень оживлены и веселы, собираясь из Царскосельского Александровского дворца ехать в Гат-чино вскрывать вековую тайну К этой

поездке они готовились как к праздничной веселой прогулке, обещавшей им доставить незаурядное развлечение. Поехали они веселы, но возвратились задумчивые и печальные, и о том, что обрели они в этом ларце, никому, даже мне, с которой имели привычку делиться своими впечатлениями, ничего не сказали. После этой поездки я заметила, что Государь стал вспоминать о 1918 годе, как о роковом для него лично и для династии».

Кроме рассказа М.Ф.Герингер, автор книги приводит еще два свидетельства, косвенно подтверждающих заблаговременную осведомленность Николая П о трагической для России, монархии, Дома Романовых, лично царя и его семьи дате.

Что касается самого предсказания Авеля на сей счет, то документ этот, сомневаться в былом наличии которого, конечно же, не возбраняется, но вряд ли стоит, хранился, вероятно, в архиве Романовых и, быть может, дожил до наших дней. Было бы недурно приложить усилия к поиску всего, касающегося биографин и пророчеств опального монаха.

Православный журнал «Хлеб небесный», издававшийся в Харбине в 1927 — 1929 годах, содержит в № 5 под заголовком «Вещий инок» историческое сказание, цитируемое в подборке С.Фомина «Предантихристово время» («Наш современник», № 9 за 1991 год). В этой же подборке в сноске на стр.123 сказано:

«Предсказание «о судьбах Державы Российской» сделал Павлу I монах-прозорливец Авель из Александро-Невской лавры: «Николаю Второму — Святому Царю, Иову многострадальному подобному На венец терновый сменит Он корону царскую, предан будет народом своим: как некогда Сын Божий. Война будет, великая война, мировая... По воздуху люди, как птицы, летать будут, под водою, как рыбы, плавать, серою зловонною друг друга испепелять начнут. Измена же будет расти и умножаться. Накануне победы рухнет Трон Царский. Кровь и слезы напоят сырую землю. Мужик с топором возьмет в безумии власть, и наступит воистину казнь египетская...»

Если данный отрывок действительно принадлежит Авелю, то поразительно точно описывает события, которые произойдут лишь через три четверти века после его смерти. Поражает упоминание конкретного монарха — Николая, «Иову многострадальному подобного». Николай П родился 6 мая 1868 года, в день Св. Иова Многострадального...

На мой взгляд, однако, язык последнего предсказания, приписываемого монаху, весьма далек от того, который был в ходу в XVIII — XIX веках. Не исключено, правда, что приведенное пророчество пересказано уже в XX веке. Повторяю: следует употребить все силы для поиска документов и свидетельств, касающихся предсказаний Авеля, к какому бы времени они ни относились. И тогда, быть может, мы хоть чуть-чуть приподнимем завесу, укутывающую тайну тех, кто ясно ввдит сквозь время...

50