Техника - молодёжи 1993-03, страница 42

Техника - молодёжи 1993-03, страница 42

Русские космисты

Откуда возникло это мирозданье, создал ли кто его или нет? Кто видел это на высшем небе Тот поистине знает А если не знает?

Космогонический гимн (Ригведа)

МИР
ОККУЛЬТНЫХ ТАЙН

Рудольф БАЛАНДИН

Елена Петровна Блаватская (1831 — 1891) провозгласила «синтез науки, религии и философии» (именно таков подзаголовок ее фундаментальной «Тайной доктрины», насчитывающей более 2 тыс. страниц). Стремилась возвестить миру «общечеловеческие ценности». Ее учение было оккультным (что означает — тайное, сокровенное), утверждающим присутствие в Космосе и человеке (Микрокосме) неведомых для науки сил, духовных сущно стей, открытых лишь для посвященных, кому дано почувствовать себя частью Сверхорганизма Космоса, приобщиться к невидимому свету Разума Вселенной.

Любое научное учение напоминает мозаику. Однако она создается специалистами на основе не выборочных, а доказанных сведений Причем наиболее существенными признаются факты, опровергающие то или иное положение, и сама логика, система доказательств. Прав современный философ К.Поппер: то, что нельзя опровергнуть или подтвердить, к науке не имеет отношения.

Оценим с этих позиций метод Бла-ватской. По ее словам, она писала в творческом порыве под диктовку мудрейшего махатмы, учителя и пророка, находящегося где-то в Тибете или Гималаях. Ссылалась на сокровенные книги, якобы существовавшие у представителей высших земных цивилизаций, в частности, у атлантов. Проверить подобное нет никакой возможности. Остается только верить или не верить. Но это уже не научный, а религиозный подход.

И тогда возникает другой вопрос: каким образом можно убедить читателя (слушателя) в истинности предлагаемых идей? Религиозный метод предполагает опору на авторитет священных книг или боговдохновенных авторов. Так и поступала Блаватская. Для укрепления своего авторитета она стала демонстрировать сверхъестест

венные возможности психики: телепатический прием мыслей от махатм, получение от них посланий, странным образом падающих с потолка, извлечение предметов из «четвертого измерения» и т.п. Британское общество психических исследований, критически проанализировав подобные «деяния», признало их более или менее ловкими фокусами. Это обстоятельство омрачило последние годы жизни Елены Петровны и препятствовало популярности ее учения.

Поклонники и поклонницы (их большинство) Блаватской-чудотвор-ницы воспринимают любые ее высказывания как непререкаемые истины, веря всем легендам о ней. Для наших целей не следовало бы возводить ее в ранг оракула (хватит с нас «непогрешимых» классиков марксизма-лени-низма). Она и так, без всяких сомнительных приписок, может считаться— на основании своих работ — оригинальным мыслителем.

Например, в «Тайной доктрине» выдвинут ряд смелых идей: о динамике материков и смене полюсов Земли, появлении человека 18 млн. лет назад, единстве живой и косной материи, гигантской длительности геологической истории, многочисленных ледниковых периодах, неисчерпаемости и делимости атома, наделенного жизнью и сознанием (позже нечто подобное предполагал К.Э.Циолковский). В то же время она верила в расы великанов, якобы создавших циклопические

сооружения древности, в материализацию рода человеческого из астральных туманностей, в высокоразумных обитателей других планет Солнечной системы, материки Лемурию и Атлантиду, погибшие вместе с великими цивилизациями.

Можно ли подобное соединение научных, ненаучных и даже антинаучных (противоречащих доказанным фактам) сведений назвать синтезом? Пред нами пестрый конгломерат, составленный по авторскому произволу и сцементированный по принципу религиозной доктрины, на основе веры. Но ведь религиозные системы бывают разные, порой противоречивые. И здесь достичь гармоничного сочетания концепций порой невозможно. Как совместить веру в Будду и Христа? Множественность систем брахманизма с единобожием иудаизма? Новый Завет Иисуса с Талмудом, отвергающим представления о Боге-Сыне? Царство небесное христианства — с нирваной и переселением душ индуизма? В таких случаях приходится выбирать вполне определенную позицию. Блаватская предпочла древнеиндийские философско-религиозные трактаты, в ту пору малоизвестные для подавляющего большинства просвещенных европейцев. Однако она не особенно утруждала себя анализом и обобщением идей, содержащихся в этих текстах, а выбирала отдельные высказывания и афоризмы, «украшая» ими свое повествование.

40