Техника - молодёжи 1993-04, страница 17

Техника - молодёжи 1993-04, страница 17

Панорама

ФЕРРОМАГНЕТИКИ БЕЗ МЕТАЛЛОВ?

Известно, что магнитными свойствами обладает так называемая триада железо — кобальт — никель, еще некоторые металлы и сплавы. Свойство ферромагнетизма, собственно, и получило название от железа, возглавляющего эту группу. Однако у металлов существенный недостаток: они тяжелые! И кто бы отказался от магнитных материалов полегче? Стабильные при обычной комнатной температуре и сохраняющие магнитные свойства неопределенно долгое время, они могли бы найти широкий спектр применения: от создания «невесомых» электромоторов до разработки новых методов хранения информации.

За последние годы экспериментаторы не раз обнаруживали слабые ферромагнитные свойства у органических полимеров. Конечно, для практического применения в качестве «магнитов» такие соединения не годились, однако, как говорится, след был взят... И вот в 1991 году две группы ученых практически одновременно (с интервалом в какую-то пару месяцев) обнародовали полученные ими любопытные результаты.

Химикам Токийского университета во главе с Минору Киносита удалось синтезировать ферромагнитное органическое соединение только из легких элементов! В его состав входят углерод, водород, азот и кислород. Это органический кристалл, по структуре относящийся к гетероциклическим соединениям. Выразительное название «паранитрофенилнитронилнироксид», по счастью, в бытовом химическом обиходе сокращают до скромного символа p-NPNN. По мнению Кунио Авага, одного из создателей нового вещества, его ферромагнитные свойства объясняются наличием в молекулах p-NPNN так называемых непарных электронов, вследствие чего эти молекулы — с химической точки зрения — ведут себя аналогично ионам металлов. В результате взаимодействия спинов непарных электронов последние вступают в «ферромагнитное спаривание», ориентируя молекулы вещества в одном направлении. Таким образом, магнитные свойства полученного органического кристалла зависят от способа «упаковки» составляющих его молекул. Вообще-

Химическая формула ферромагнетика без металла. Отмечены непарные электроны, взаимодействие которых придает веществу магнитные свойства (связь N--0).

то для большинства твердых органических веществ характерно совсем иное — их молекулы вступают в «антиферромагнитное спаривание», так что p-NPNN в своем роде уникален.

Но... всегда есть свое «но». Во-первых, магнитные свойства p-NPNN проявляются при температуре ниже 0,65 К (комнатной ее не назовешь). Во-вторых, его ферромагнетизм все-таки слаб. Разработчики осторожничают: создать сильный магнит только из органического материала, без включения металлов, «в принципе весьма сложно».

Группа химиков из США, возглавляемая Джоэлем Миллером, синтезировала органометаллический ферромагнетик на основе ванадия и органической группы тет-рацианоэтилена. Он сохраняет магнитные свойства почти до 350 К, что соответствует 77° С, и температурный критерий, следовательно, соблюден... Увы, без «но» не обошлось и тут: вещество оказалось крайне нестабильным и при взаимодействии с воздухом быстро разлагается даже при обычной комнатной температуре.

Тем не менее первые шаги по пути к органическому магниту сделаны. И в этом направлении поспешно устремились многие химические лаборатории...

По публикациям журналов Physical Reveiew Letters,

Science, New Scientist.

О. И. ЖОЛОНДКОВСКИЙ (14.10.1928-23.1.1993)

И зачем только он отправился в эту роковую командировку — ведь прекрасно знал, какие у нас воцарились времена и нравы. В Петербурге от руки преступника погиб Олег Ильич Жолондковский. Убийца скрылся — найдут ли его?

Олег был (как это страшно писать — «был») ярким, самобытным, остроумным человеком, который всю свою жизнь посвятил изобретательству, инженерии и журналистике. Больше всего в нем поражала талантливость — способность вникать в суть разных явлений или предметов и обнаруживать нечто такое, чего не в состоянии заметить другие. А потому его суждения никогда не были тривиальными, всегда удивляли свежестью взгляда, новизной, необычностью ракурса — шла ли речь о техническом устройстве, научной книге, художественном кинофильме или житейской ситуации. Благодаря столь уникальному дару он легко входил в любой творческий коллектив, в редакционный же — в особенности, ибо никогда не появлялся без оригинальной идеи, блестяще написанной статьи, диковинной модели какого-нибудь очередного своего изобретения. И сразу вокруг него собирались редакторы, художники, авторы, просто случившиеся в редакции посетители. Он умел привлекать к себе внимание людей, втягивать их в спор, в котором каждый обязательно почерпывал для себя полезное: проблему, над которой никогда не задумывался раньше; неординарное мнение; необычное решение научно-технической задачи.

Почти 30 лет Олег был автором «ТМ», и мы привыкли к мысли, что он всегда ря-цом с нами, что он работает, опять готовит какой-нибудь сюрприз, что ему в любое зремя можно позвонить, обратиться за советом, за помощью или просто «отвести цушу». И вот теперь мы лишились радости общения с ним, лишились его поддержки и помощи, его ободряющих слов...