Техника - молодёжи 1993-04, страница 18

Техника - молодёжи 1993-04, страница 18

Институт человека

Очередная статья о методах нейролингвистического программирования (см. М 10 за 1992, № 2 и 3 за 1993 г.) посвящена искусству межличностного общения. Но похоже, что здесь уже можно говорить и о чем-то поточнее искусства...

Александр ГРИШИН,

инженер

ЧУЖАЯ ДУША -НЕ ПОТЕМКИ,

или Физиогномина нан точная науна

Довольны ли вы своим умением общаться с людьми? Мало кто ответит на этот вопрос уверенным «да». Чаще всего мы ведем разговор просто как получится, как он стихийно складывается сам собой. А значит — рискуем прийти к итогу, которого совсем не хотели и не ждали. Бывает, правда, что и заранее готовимся к сложной, ответственной беседе. Но и тогда, как показывает опыт, совсем не легко направить ее по нужному руслу к желаемой цели. Есть, конечно, счастливчики, владеющие подобным талантом от рождения. Ну, а если вы не принадлежите к их числу — попробуйте использовать методику НЛП.

Чтобы усвоить навыки «результативного» общения, надо научиться по внешним реакциям человека следить за ходом его мыслительных процессов, распознавать эмоциональные состояния, оценивать искренность его высказываний, степень согласия или несогласия с вами.

Прежде всего вы должны понимать, как сознание собеседника «обрабатывает» ваши слова и готовит ответ. Первым помощником здесь будет метод наблюдения за направлением взгляда. Обобщая и анализируя обширный экспериментальный материал, создатели НЛП убедились в удивительной информативности и достоверности этого простого признака.

В предыдущих статьях уже говорилось, что согласно теории НЛП сознание человека связано с окружающим миром и с собственным подсознанием через три системы ощущений, образов и представлений: визуальную (зрительную), аудиальную (звуковую) и кинестетическую (мышечные ощущения, вкус, запах). Так вот, именно по движению глаз можно узнать, какая из этих систем наиболее активна в данный момент, какие переживания владеют сейчас человеком.

Глаза — зеркало души... Вряд ли мы осознаем, насколько верен этот старый афоризм. Например, как четко проявляется во взгляде, даже просто в его направлении, скрытая структура нашего внутреннего мира.

Что мы делаем, ориентируясь в окружающем пространстве или высматривая нужный предмет? Выражаясь не слишком интеллигентно, зато предельно точно, шарим глазами. Но ведь и о внутреннем созерцании, о поисках нужного образа, слова, идеи говорится очень похоже: «блуждать мысленным взором». Так вот — оказалось, что это вовсе не метафора! В подобных случаях мы и в самом деле озираемся в некоем вполне реальном, хотя и весьма необычно устроенном пространстве. С одной стороны, оно имеет содержательную, «смысловую» структуру — делится на зоны, соответствующие трем системам представлений (визуальной, аудиальной и кинестетической). А с другой — эти зоны в нашем сознании почему-то привязаны к строго

определенным направлениям внешнего, физического пространства. И связь так прочна, что всякое мысленное обращение к какой-либо зоне мы обязательно «выдаем» видимым движением глаз в том же самом направлении.

Согласно схеме, приведенной в книге создателей НЛП Джона Гриндера и Ричарда Бэндлера «Из лягушек — в принцы», шесть основных направлений взгляда имеют следующее смысловое содержание (см. рисунок).

Вв (налево вверх) — визуальные воспоминания. Это зона зрительных образов тех объектов, которые человек уже когда-то видел. Вызвать их могут, например, вопросы типа: «Какого цвета глаза у вашей жены?», «Как выглядит ваш дом?»

Вк (направо вверх) — визуальные конструкции. Зрительные образы тех вещей или явлений, которые человек никогда не видел раньше или видел не такими, как должен представить в данный момент. Типовые вопросы: «Как будет выглядеть оранжевая корова в голубых пятнах?», «Как вы будете смотреться в костюме пожарника?»

Ав (налево в сторону) — аудиальные воспоминания. Слуховые образы тех звуков, которые человек уже слышал. Стандартные вопросы: «Что я сейчас сказал?», «Вспомните мелодию вашей любимой песни».

Ак (направо в сторону) — аудиальные конструкции. Образы тех звуков, которые человек никогда не слышал раньше. Стандартные вопросы: «Представьте себе шум аплодисментов на фоне пения птиц», «Как прозвучало бы ваше имя, если произнести его наоборот?»

А (налево вниз) — замкнутые аудиальные представления. Разговор с собой, внутренний разговор. Стандартные вопросы: «Скажите себе что-нибудь, что обычно говорите», «Повторите про себя отрывок любого текста».

К (направо вниз) — кинестетические представления любого типа. Эмоциональные, а также осязательные, мышечные и т.п. ощущения. Стандартные вопросы: «Какое чувство вы испытываете, прикасаясь к сосновой шишке?», «Что вы ощущаете, когда бежите?»

Помните, что для левшей характерна картина, зеркально отражающая описанную.

Возможен еще случай, когда взгляд собеседника направлен прямо вперед. Это чаще всего означает, что перед его глазами проходят какие-то посторонние зрительные образы, и он уже не только участвует в разговоре, но в какой-то мере находится под их влиянием. Критерием служит изменение фокусировки глаз для «рассматривания» воображаемых объектов и немного отсутствующее выражение лица.

Учтите также, что, наблюдая по лицу собеседника внутренний процесс поиска ответа на вопрос, вы заметите не один, а несколько сменяющих друг друга взглядов. Причина — трехэтапность процесса осмысления, свойственная всем людям.

На первом этапе — извлечения нужной информации —

ШШШ I М feotfHMitiAHM

(#|»НЛЬЙГЬЙМ1?И опУТЕ . ifcnQ *, МИ ейпр ^тАк") f \ \

Вк -визуально I Be -визуальные ВОСПОМИНАНИЯ конструируемые образы 1

i \_I \ \ t \\

Ак'АУДИАЛЬНО А»'аудиальные

КОНСТРУИРУЕМЫЕ - ж ВОСПСМИНАНИ*

W 06{*3W ^Г (ЗВУКИ ИЛИ СЛОВА)

(.ЗВУКИ ИЛИ СЛОВА) * -^F* V

К-КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ А-АУДИАЛЬНЫЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

16