Техника - молодёжи 1993-06, страница 46

Техника - молодёжи 1993-06, страница 46

был указан еще Дарвином — в результате боев между соперничающими самцами сильнейший приобретает самку и оставляет потомство. Именно таким образом происходит отбор, например, тех самцов в стаях павианов, которые при малейшей опасности стеной окружают более слабых соплеменников. Очевидна роль агрессивности, готовности к самоотверженной схватке, и для защиты потомства.

Агрессивность связана с одним из основных механизмов общества животных, придающих ему устойчивость-иерархией. Смысл ее в том, что каждый из его членов шает, кто заведомо сильнее его, а кто слабее, и, следовательно, кто кому должен без стычки уступать в еде, споре за самку и т.д. Иерархия устанавливается в группе весьма быстро, после очень немногочисленных единоборств, а часто совсем без них. Иногда она приводит к полному индивидуальному упорядочиванию группы — от самой старшей по рангу особи до самой последней.

Явление иерархии распространено исключительно широко и полезно для вида во многих отношениях. Во-первых, оно уменьшает число столкновений, препятствует распаду общества. При этом полезная для группы агрессивность по отношению к «чужакам» не подавляется. Во-вторых, с высоким положением животного в иерархии связан авторитет — его поведение гораздо больше влияет на поведение всей группы, чем поведение низко стоящей особи. Если, скажем, молодая галка испугается, стая проигнорирует ее крики; если же взлетит старая галка «высокого ранга», все последуют за ней. Ирвен де Вор описывает ситуацию, когда стадо павианов в открытой саванне оказалось неподалеку от льва. Молодые самцы сейчас же окружили стадо, а седой, беззубый вожак в одиночку пошел в разведку, уточнил местоположение хищника, нашел безопасный путь и вывел стадо.

В обществе животных происходят постоянные столкновения за повышение статуса в иерархии, причем агрессивность проявляют в основном животные с близким статусом. Когда в стычку вовлекаются другие, го более сильные защищают более слабых, что, естественно, способствует устойчивости общества. С другой стороны, как мы знаем, агрессивность может быть для общества разрушительной. Но в природе имеется немало механизмов, нейтрализующих эти ее проявления.

Например, крысы одной стаи обладают общим запахом, подавляющим их взаимную агрессивность. Стоит изолировать крысу всего на несколько дней, и она его потеряет, а при возвращении в стаю подвергнется немедленной ожесточенной атаке.

С той же целью — нейтрализовать агрессивность — вырабатывается поведение, называемое Лоренцом «морале-подобным». Стимулы его, конечно же, далеки от человеческой морали — они

ближе к табу первобытных племен — но функции весьма схожи.

Яркий пример — так называемые турниры. Их задача — выявить сильнейшего, но в то же время сохранить и слабого в целости. Тут наработана целая гамма «правил хорошего тона». Так, многие рыбы подолгу демонстрируют себя друг другу, растопырив плавники и приняв позу, подчеркивающую их размеры. Более слабый, воочию убедившись в превосходстве соперника, имеет возможность уклониться от боя.

Сильно ритуализированныи турнир оленей состоит из двух фаз. Первая, как и у рыб,— «демонстрация силы»: противники проходят дру] перед другом, опуская и подымая рога. Во второй фазе сплетаются рогами и толкают один другого. Бывает, что один из них переходит к этой фазе раньше, и его рога оказываются против незащищенного бока соперника, однако он тут же останавливается как вкопанный, потом подымает рога и возвращается к «демонстрации».

Такого рода торможения встречаются не только в турнирах. Именно они не позволяют взрослым членам группы нападать на молодняк. Птенцы подавляют агрессивность родителей своими криками: в эксперименте индюки с заткнутыми ушами моментально убивали свое потомство. Это подтверждает и другой опыт: если спустить в гнездо на нитке чучело птенца, птица его яростно атакует, но стоит включить записанный на пленку писк, как нападение прекращается.

Похожие механизмы препятствуют и нападению на «слабый пол» — большей частью на самок. В отношении собак это всем хорошо известно, но, например, у волков имеет место то же самое. У некоторых насекомых в качестве «слабого пола» выступают самцы — самки и по размерам больше, и сильнее, и могут представлять для партнера вполне реальную опасность: так, самка богомола нередко пожирает самца в момент оплодотворения. В подобных случаях включается механизм «поднесения подарка»: самец вручает самке что-нибудь съедобное и тем самым отводит угрозу от себя. Данное действие дало начало ритуалу — превратилось в символ, причем в этом случае дар может и не содержать ничего съестного. Ритуал поднесения свадебных подарков широко распространен, причем не только среди насекомых.

Действия, вызывающие торможение агрессии, называются умиротворяющими. Иногда они носят весьма драматический характер. Во время самой жестокой схватки собак или волков побежденный вдруг застывает, отворачивая морду от врага и подставляя ему яремную жилу —то самое место, вцепиться друг другу в которое они обычно и стремятся. Эффект достигается мгновенно: победитель дрожит от возбуждения, щелкает зубами в воздухе, но схватить побежденного не в состоянии

Действия умиротворения встречаются и в человеческом поведении: например, склонение головы как жест преданности. Лоренц относит сюда и евангельское «подставление ланита».

Ряд умиротворяющих действий связан с мощными стимулами, тормозящими агрессивность по отношению к самкам или потомству. Сюда относятся имитация позы самки в процессе копуляции и инфантильное поведение, хотя в новой своей функции )ти сильно ритуализированные действия не имеют ничего общего ни с продолжением рода, ни с воспитанием потомства. К первому типу принадлежат, например, «позы покорности» у многих обезьян, особенно павианов: это врожденные чисто инстинктивные действия, совершенно не зависящие от пола исполнителя и того, кому они адресуются, и правильно понимаемые обоими. Совсем маленькая ручная обезьянка, испугавшись внесенных в комнату новых стульев, проделывает по отношению к каждому из них церемонию «подставления»...

Инфантильное поведение в качестве действия умиротворения распространено особенно широко. Сюда относится, скажем, облизывание уголка рта у собак — это имитация жеста, которым щенок просит пищи.

Описанные церемонии образуют в своей совокупности пластичный и богатый язык, способный выражать гонкие нюансы отношений. Он может служить укреплению связей между двумя равноправными членами группы — так и вежливый человек пишет в конце письма «Ваш покорный слуга», хотя отнюдь не считает себя ниже адресата. Соответствующие действия особенно часто производятся после временной разлуки членов группы, когда связь между ними ослабла, и называются поэтому «приветствиями». Например, аисты, приветствуя друг друга, кладут клюв на спину; пожатие рук у обезьян играет такую же роль. И проясняется, кстати, происхождение этого жеста — обезьяна подает руку точно так же (ладонью вверх), как детеныши выпрашивают пищу. Да и поцелуи обезьян при встрече тоже берут свое начало от кормления детенышей

Конечно, некоторые наши приветствия возникли сходным образом. Например, снятие шляпы — имитация снятия шлема. А такие важные умиротворяющие действия, как улыбка и смех, встречаются и у обезьян. Улыбка уменьшает напряженность, совместный смех способствует установлению дружественной атмосферы. Улыбаются, принося извинения. Нервный смех испуганного человека в известной мере аналогичен действиям обезьянки, подставляющей стульям свою заднюю часть.

Рассмотренные формы поведения лишь уменьшают или ограничивают агрессивность. Самый же мощный фактор, переориентирующий ее на укрепление общества, будет рассмотрен в следующем номере журнала.

(Окончание следует)

43