Техника - молодёжи 1993-06, страница 43

Техника - молодёжи 1993-06, страница 43

Причем каждый даже в одних и тех же словах прочтет свое, только ему данное. Словно текст является зеркалом, отражением читающего. Это кажется удивительным, но, наверное, потому и обращаются люди к «Книге перемен» вот уже более 2000 лет.

— Но позвольте,— возмутятся многие — Как можно полагаться на какие-то монеты и волчки? Сегодня я бросил или крутнул гак, завтра иначе. А судьба-то одна...

— Понимаете, шутить со временем, обращаться к нему походя нельзя,— говорит Молчанов — Чтобы его услышать, человеку необходимо услышать прежде всего себя. Только тогда рука, вращающая волчок, будет отражать внутреннее состояние, вашу суть — то, что уже заложено. Надо лишь ощутить это.

Но сомнения у Молчанова, очевидно, были. Потому принялся за новую конструкцию — «Космическую балерину». Что ее отличает от «Машины времени»? Здесь нет ни волчков, ни рулетки. Обращаясь к ней, человек полнее раскрывает себя. Ему предлагается указать на любую из шести граней, на которые нанесены рисунки, выполненные в стиле различных направлений в искусстве — ренессанса, рококо, барокко, классицизма, ампира, модерна. Также надо выбрать тот или иной знак зодиака, цвет, день недели После чего «балерина», по заданной программе, отыщет ваш текст в «Книге времени».

А еще она позволяет контактировать с космосом. Сегодня уже немало людей утверждают, что это для них — не проблема. Надо лишь открыть в себе каналы общения. Молчанов предусмотрел такой канал, вернее, символ его. Сверху «балерины» — диск со знаками зодиака. Это образ черной дыры, сквозь которую информация уходит в космос и прихо-

Почти каждый вечер в его доме гости.

дит оттуда. За ней — тускло свет ится мир невидимых пока нам звезд.

* * *

А если опуститься на грешную землю и взглянуть предельно прагматично? Не являются ли конструкции Молчанова просто попыткой механизировать случайный выбор отдельных положений китайской философии? А все остальное — шелуха? Недаром же бизнесмены откровенно говорят: эти штуки в офисе — отличная «клюква» для иностранцев. И вообще, кому все это надо?

Ответ однозначен: прежде всего самому Молчанову. Сколько сломано копий над вопросом: как сделать человека счастливым и свободным? Одни утверждают: надо изменить внешние условия. Например, во-первых, устранить богатых, во-вторых, все поделить. Что и было выполнено большевиками.

Другие, в частности Достоевский, считали: невозможно построить для людей рай. Социальные схемы, куда их будут загонять, чтобы осчастливить,—утопия. Вспомним и Толстого, который говорил: человека нельзя сделать свободнее, чем он есть внутри себя. Сидящий в тюрьме может быть счастливее разгуливающего на воле, если тот раб своих желаний и прихотей, а значит, полностью зависит от других. Хлеб и зрелища — вот его иконы.

Наш герой способен жить в любой стране и в любом времени. На улице может быть социализм или капитализм, его бытие мало изменится. Поток жизни не бросает словно щепку, потому что он вышел из него. Вернее, создал свой. И эти конструкции для него не игрушки, а способ самопознания. Делая их, он творил себя.

А может, он создал «башню из слоновой кости», где уединился, ушел от таких бесг жойных и несовершенных людей? Да, ему почти всегда было плохо в коллективе, контакт устанавливался трудно Но именно сейчас в его доме почти каждый вечер гости. Кажется, здесь остановилось время. Полумрак, старинная мебель, китайские гравюры на стенах, шкафы с книгами, часы с маятником, зеркала в тяжелой чугунной оправе, оплавленные свечи. Побывает один, в следующий раз приводит другого, тот — третьего. Они пьют чай при свечах, смеются и раздумывают, рассказывают о себе, смотрят, как мигает под потолком далекий космос, затаив дыхание следят, как «Машина времени» начинает свой бег в прошлое и будущее.

— Может, я ошибаюсь, но мне кажется, когда они сидят здесь, что-то в них происходит. Словно поворачиваются своей лучшей гранью,— говорит Виктор Александрович — Их улыбки, смех, задумчивость, мысли — все остается в комнате, а потом воплощается в этих конструкциях. Придя вновь, они говорят, как ты здорово все придумал и сделал. Отвечаю — это не я, это — все мы!

Но порой смотрю на них и думаю: почему же на Земле столько зла? По-моему, одна из причин — технический прогресс, из которого сделали фетиш. Своими формулами он авторитетно убеждает человека: ты — случайная комбинация генов. Она распадется, и ты бесследно исчезнешь в холодном и безразличном космосе. Потому пользуйся благами. которые я предоставляю. Лови момент! Но в формулах прогресса нет души.

Где же выход? Надо помочь человеку поднять голову, почувствовать, что он не песчинка, брошенная на Землю, а потому судорожно хватающаяся за вещи-поплавки. Он — звено в цепи времени, связывающее прошлое с будущим. Он создан космосом и уйдет в него. Причем создан с какой-то целью. А она есть у каждого. Помните, в «Репке» все потуги деда, бабки и прочих бессмысленны без маленькой мышки. Это гениальная сказка! Она говорит, что без малого нет великого, что вообще нет маленьких людей. Может, именно тебе Создателем дана улыбка, без которой не идет у людей

какое-то дело. Ну не тащится без нее репка, хоть убей!

* * *

И последнее. Уже второй год Молчанов нигде не служит. Подрабатывает случайными заказами на реставрацию мебели. Почти все тратит на конструкции, а что остается — на себя. Ему требуется очень мало, его физические потребности — мизерны.

40