Техника - молодёжи 1993-08, страница 48Институт человека Рудольф БАЛАНДИН ПОЛЕТ НА ТОТ СВЕТ-«ПОСЛЕДНЕЕ ПРОСТИ» ЖИЗНИ? Уже 17 лет прошло после выхода книги американского ученого Рэймонда Моуди «Жизнь после жизни», а сведения, приведенные в ней, по-прежнему вызывают ожесточенные дискуссии. Ведь речь идет ни больше ни меньше как о доказательствах... бессмертия души! Первоначально Моуди обобщил сообщения 150 человек, испытавших состояние клинической смерти. В последующие годы контингент опрошенных врачами-реаниматорами и психологами превысил 8 миллионов. В целом, подтвердились наиболее часто встречающиеся элементы «видений». Вот они: способность воспринимать звуки; внетелесные переживания; полет в темном туннеле; ощущение мира и покоя; образы прошедшей жизни; приближение к некоему пределу, за которым находится светоносное существо; возвращение в бренное тело. Американские ученые Станислав и Кристина Гроф, подобно некоторым специалистам, считают: «Сейчас существуют яркие клинические свидетельства в пользу положений религии и мифологий о том, что биологическая смерть — это начало существования сознания в новой форме». Однако их коллега и соотечественник Кеннет Ринг отдает должное сомнениям: «Основная часть исследований предсмертных состояний свидетельствует о том, что большинство людей ничего не помнят из пережитого в результате предсмертного шока, хотя довольно высок и процент тех, кто может сознательно описать переживания». Его вывод: «В настоящее время вопрос о том, как можно объяснить подобные ощущения, точнее, могут ли они вообще иметь место,— остается окутанным неясностью и спорностью». Советский историк А. Гуревич подошел к этой проблеме с социально-психологических позиций. По его мнению, современный типовой представитель научно-технической цивилизации — алчный потребитель всего и вся — истово надеется на продолжение подобного бытия, на то, что посмертно будет автоматически удостоен не меньших удовольствий. Прежде христианин боялся адских мук как наказанья за грехи и испытывал угрызения совести. Ныне для обывателя страх смерти, если с чем-то и связан, то лишь с утратой привычных благ. Так оно или иначе, но вернемся к «видениям»: почему умирающие оказываются в каком-то темном туннеле? От чего возникает чувство удивительной легкости и блаженства? И это не убогие земные радости, а высший духовный экстаз, не испытанный ранее. Увы, пока вразумительных ответов нет. Однако сие отнюдь не означает, что их вообще не надо искать, что перед нами — неразрешимая загадка. Прежде всего подчеркнем: заключения Моуди и его последователей основываются на статистической закономерности. Ведь очень немногие испытали полный комплекс «посмертных переживаний». Но если «мира иного» удостаиваются только избранные, то почему среди них есть и неправедники, и даже преступники? Разве не ясно, что было бы слишком опрометчиво утверждать на таких примерах религиозную концепцию вечности души? А главное: едва ли не каждый из нас ощущал в нормальном сновидении состояние свободного полета, невесомости, отрешенности от своего тела. Причем иногда возникает иллюзия перемещения в темном туннеле. Вот, например, свидетельство доктора физико-математических наук, члена-корреспо-ндента АН Белоруссии А.Д. Закрев-ского: — У меня из-за болезни глаз были заменены оба хрусталика. В одном случае произошла отслойка сетчатки. В результате начались искажения зрительных образов. Когда закрывал глаза, появлялись большие светлые круги, друг за другом, и уменьшались, сжимаясь до яркой точки. Полное впечатление, что ты передвигаешься в туннеле, но только задом наперед. Он как бы уходит вдаль. Короче, то же, о чем говорили многие опрошенные Моуди, только с точностью до наоборот. — А впечатление полета? — Нет, его не было. Полагаю, потому и не испытывал головокружения, что сознание было в порядке. Вот когда его теряешь, то вроде бы проваливаешься в невесомость. Замечали? Тогда не различаешь, где верх, а где низ, словно летишь. — Но ведь людям представляется, будто они устремлены вперед. — В тех случаях круги должны расширяться, исходя из одной точки. Хотя не исключено, что при воспоминаниях мозг соответствующим образом корректирует видения. — А почему, собственно, появляются круги? — Возможно, в связи с ритмичным затуханием деятельности сетчатки или нейронов зрительного центра мозга. В общем, процесс, напоминающий воспаление глаз, как у меня. — Но ведь посмертный полет длится, судя по рассказам, достаточно долго. — В экстремальных ситуациях восприятие времени как бы замедляется. Мне самому приходилось в этом убеждаться, когда попадал в аварии. — Да, такое явление известно... Однако люди, при всем при том, испытывали необычайную радость. Не потому ли они позже, вернувшись к привычной жизни, уже никогда не чувствовали страха смерти? — Когда у тебя болит роговица, то ни о каком комфорте, естественно, речи быть не может. Ну а что такое счастье? От кого или чего оно зависит? Как писал Козьма Прутков, хочешь быть счастливым — будь им... Это же субъективное переживание. Представьте себе: умирает тяжело больной человек, страдает, мучается. И в некоторый момент, когда еще остаются проблески сознания, он освобождается от боли. У него просто отключаются некоторые нервные центры... Похоже на наркоз. И тогда, избавившись от мучений, он погружается в предсмертную эйфорию. — Интересная мысль. Выходит, для полного блаженства не хватает самой малости — избавления от боли и от жизни? — Какой-то американской профессор сказал: это здорово, что болит тело; значит, оно живет. — Если я мучаюсь, то существую? — Что поделаешь, такова жизнь. Не зря же нам дан весь спектр эмоций. — Мне вспоминаются лабораторные опыты с крысами, которым вмонтировали микроэлектроцы в так называемые центры удовольствий, расположенные в головном мозгу. Они забывали о пище, воде и сексе, постоянно раздражая эти центры, самонаслаждаясь до полного истощения... Умирающий действительно может получить последнюю дозу подобного автомагического счастья в качестве прощального и утешительного сигнала из определенного отдела угасающего мозга. Не проявляется ли так милосердие Природы к своим разумным созданиям? — Не знаю. Об этом пусть выскажутся биологи, физиологи, психологи. У меня же — конкретное личное наблюдение. Наиболее простое и логичное объяснение иллюзии посмертного полета души через темный туннель к свету и счастью. Мне кажется, когда есть возможность простейшего варианта, то ему следует отдать предпочтение. Доводам Аркадия Дмитриевича не откажешь в четкости и убедительности. Означает ли это, что проблема, поставленная Р. Моуди, близка к решению? Нет, конечно. Она слишком сложна и многообразна. Надеемся, читатели, в особенности те, кто пережил состояние клинической смерти, внесут свой вклад в ее обсуждение. 44
|