Техника - молодёжи 1993-08, страница 46

Техника - молодёжи 1993-08, страница 46

Шаги конверсии

Сегодня снимаются покровы секретности со многих изобретений и разработок, о которых мы раньше и слыхом не слыхивали. Скажем, о транспортном комплексе для эвакуации космонавтов. Рассказывает наш специальный корреспондент Станислав ЗИГУНЕНКО, побывавший недавно в СКБ специальных машин ЗИЛа.

«СИНЯЯ ПТИЦА» КОСМОНАВТОВ

Удивительное дело: без переднего колеса, почти лежа на боку, машина все-таки продолжала двигаться, преодолевая буераки и колдобины. Потом на видеопленке сменился кадр, и она(уже уверенно шла через барханы, по снежной целине, мелколесью... С берега плюхнулась в речку, катилась по дну, пока доставали колеса, а потом поплыла, вздымая за кормой белый бурун... А достаточно вкатить ее в чрево транспортного самолета или подвесить к вертолету — и машина может быть доставлена в любой район страны...

Началось же все, по словам главного инструктора СКБ И.И. Сальникова, с неудачной посадки «Восхода-2». В 1965 году его экипаж в составе Павла Беляева и Алексея Леонова, совершившего первый выход в открытый космос, попал в аварию. Отказала система автоматической посадки, и Беляеву пришлось сажать корабль вручную. В итоге вместо привычных казахстанских степей — пермская тайга, из которой экипаж эвакуировали двое суток. Да и то эвакуация состояла в том, что космонавтам пришлось встать на лыжи и по глубокому снегу выйти на поляну, откуда их смог забрать вертолет.

Тогда С.П. Королев и обратился к В.А. Грачеву — основателю и первому руководителю СКБ. Попросил его сделать машину, которой было бы нипочем любое бездорожье. Грачев и его команда, в составе которой тот же Сальников прошел все ступени от стажера до руководителя, начиная с конца 50-х годов, работали над семейством автомобилей специального назначения. Они предназначались для доставки на стартовые позиции баллистических ракет

На стенде, выставленном в КБ по случаю 90-летия со дня рождения Виталия Андреевича Грачева, я насчитал около полусотни таких автомобилей. Остановимся на нескольких наиболее интересных идеях и конструкциях.

Очень часто при разработке транспорта высокой проходимости ставку делают на гусеницы. Испробовали этот вариант и в СКБ. Гусеницы испытывали и металлические, и резиновые, и совсем уж необычные. Представьте себе десятка два полых цилиндров-катков, соединенных эластичной цепью. Катки перемещаются, словно траки гусеницы, и, опираясь на них, машина движется, хоть по суше, хоть по воде... Однако, как и в случае с луноходом, испытания показали, что надежность традиционных колес — выше.

Испробовали грачевцы и разные варианты приводов и трансмиссий: механические, гидравлические, электрические... Например, мне показали изображение некой «ноги», опирающейся на мотор-колесо. «Это макет элемента многоколесной большегрузной платформы для транспортировки крупногабаритных конструкций»,— пояснил Сальников. Королев даже хотел доставлять ракеты к местам старта не по рельсам, как ныне, а на такой платформе. Но с его смертью интерес к ней со стороны заказчика угас.

И все же в СКБ «синюю птицу» для космонавтов сделали. Название, насколько я понял, обусловлено ее непривычным небесно-синим цветом. И другими необычными вещами. Начать хотя бы с того, что стеклопласти-ковый (заметьте, не металлический) кузов опирается на стальную раму, а та уж на шесть колес, объединенных в три ведущих моста. Передний и задний — управляемые, что дает возможность 9-метровой машине разворачиваться «на пятачке».

Давление в баллонах колес регулируется водителем: приспустит он шины, и машина проходит по самому слабому грунту. 150-сильный мотор и рационально подобранная коробка передач позволяют брать подъемы до 30 градусов, преодолевать завалы, а независимая торсионная подвеска смягчает тряску, неизбежную при езде по

%

Основатель СКБ ЗИЛа В.А. Грачев.

бездорожью.

В рейд «синяя птица» обычно выходит не одна. В составе поисково-спасательного комплекса — три машины. Распределение ролей тут такое.

Пассажирский вариант вместо кузова имеет дополнительную закрытую кабину с кондиционером, рассчитанную на троих (если помните, одно время экипажи на «Восходах» и «Союзах» состояли из трех человек). Причем каждый космонавт может не только сидеть, но и лежать — кто знает заранее, какая ситуация сложится после спуска. По той же причине здесь предусмотрено и медицинское оборудование для оказания первой помощи. А в экипаж машины, кроме водителя, механика, входит еще и врач.

Грузовая несет на себе «пассажира» иного рода — шнековый вездеход и механизм для его выгрузки-погрузки.

Сам шнекоход — это и есть третья машина комплекса — настолько необычен, что достоин особого описания. Вместо колес или гусениц у него — два полых цилиндра-поплавка с наваренными сверху спиралями архимедовых винтов. При вращении они позволяют двигаться по рыхлому песку, глубокому снегу, засасывающей грясине. Машина уверенно перемещается даже там, где и танки безнадежно садятся на брюхо. Запаса топлива ей хватает на четыре часа хода. Что в переводе на привычные километры означает: по снегу, например, она может пройти порядка 100 км.

Выйдя по радиопеленгу в нужную точку, шнекоход подбирает космонавтов и возвращается. Космонавты переходят в кабину пассажирского везде

42