Техника - молодёжи 1993-08, страница 65

Техника - молодёжи 1993-08, страница 65

наукою в моем кабинете,— писал он в это время другу,— я хожу в университет только как бы для отдыха — дружески беседовать со студентами о том, что я делаю, и передавать им плоды трудов моих. Сыщите, если можете, положение, которое было бы лучше моего». Но к 1840 году замкнутая, камерная жизнь профессора-математика перестала удовлетворять Чи-жова. Его потянуло к себе искусство, публицистика, общественная деятельность. Он начал писать стихи, прозу, научные обзоры, переводы. Оставив университетскую кафедру, Федор Васильевич отправился в поездку по Европе, надолго осел в Италии, где тесно сблизился с Н.В.Гоголем и Н.М. Языковым, с художниками А.А. Ивановым, И.К. Айвазовским и Ф.А. Бруни, с архитекторами К.А. Тоном, H.JI. Бенуа и другими.

В 1843 году, путешествуя по Австро-Венгрии, Чижов впервые столкнулся с деятелями славянского освободительного движения и увлекся идеями славянского единства. Это привело его сначала в лагерь московских славянофилов, а потом в... Петропавловскую крепость: в мае 1847 года российские жандармы арестовали его на границе по доносу австрийского правительства, которое инкриминировало ему участие в деятельности тайного Ки-

рилло-Мефодиевского общества. Продержав две недели в крепости, Чижова выслали в Киевскую губернию...

Это событие настолько потрясло Чижова, что перевернуло всю его жизнь. Оставив науку, искусство да и политическое теоретизирование, он с головой окунулся в практическую финансово-промышленную деятельность, возглавив движение русских промышленников против засилья зарубежного капитала. Именно Чижов создал первое русское акционерное общество, построившее Ярославскую железную дорогу. Именно Чижов разработал хитроумную комбинацию, с помощью которой московские промышленники выкупили из-под носа у иностранцев Московско-Курскую железную дорогу. Именно Чижов организовал Московский купеческий банк и купеческое общество взаимного кредита, учредил Архангельско-Мурманское срочное пароходство по Белому морю и Северному Ледовитому океану, стал издавать журнал «Вестник промышленности» и газету «Акционер».

Делом подготовки инженерных и предпринимательских кадров Чижов заинтересовался в середине 70-х годов, выступив инициатором открытия Дель-виговского железнодорожного училища в Москве и Коллегии Павла Галагана в Киеве. Столь

благородной задаче он послужил и после смерти, завещав весь свой капитал — 6 млн. рублей — на устройство пяти профессионально-технических учебных заведений в родной Костромской губернии. На оставленные им средства были открыты сельскохозяйственное училище в Кологриве, ремесленное училище в Макарьеве, механико-техническое училище в Чухломе и родовспомогательное и химико-технологиче-ское училища в Костроме. Все они носили имя Чижова, и в народе назывались просто «чи-жовскими». Все они сохранились до наших дней, хотя и утратили имя своего основателя. Так не пора ли вспомнить замечательного предпринимателя-патриота и вернуть этим заведениям его имя?

Г. Смирнов, инженер

Листая архивы... Забытый Странник

В 1269 году король Сицилийский Карл I Анжуйский осадил южноитальянский городок Лю-дерию (ныне Лючера). Готовясь к очередному штурму, он не заметил, что один из рыцарей пишет кому-то письмо, да и сам рыцарь едва ли предполагал, что послание другу останется в истории как бессмертный документ новой научной мысли.

Сегодня его имя можно найти лишь в объемистой истории физики — Пьер де Марикур, более известный под прозвищем Пе-трус Перегринус, то есть Петр Странник. О нем почти ничего не известно. На старых картах еще можно отыскать селение Марикур, а фамилия де Марикур встречается в списках мелкопоместных французских дворян. И только. По-видимому, Перегринус разорился и поступил на службу к Карлу Анжуйскому.

«Послание о магните Пьера из Марикура, по прозвищу Перегринус, рыцарю Сигеру де Фуко-куру», датированное августом, представляет весьма ценный документ. В те времена грамотных

людей можно было по пальцам пересчитать, а латынь вообще оставалась привилегией только высшего духовенства. Письмо же (на латыни!) написано блестяще, с отличным использованием тогдашней научной терминологии. Откуда бедный рыцарь мог знать этот язык? И его адресат — Фуко-кур — тоже, значит, владел латынью и имел какое-то отношение к науке?

Странник сообщает, что природные явления необходимо изучать в специально подготовленных условиях. Это первое упоминание в науке об эксперименте как методе познания — то, что позднее было приписано английскому естествоиспытателю Роджеру Бэкону.

Далее он пишет, что у магнита два полюса, и называет их: северный и южный. Первым отмечает, что разноименные — притягиваются, одноименные — отталкиваются; а при делении магнита полюса сохраняются у каждого куска, и нет такого, чтобы с одним полюсом. Первым описывает и сам процесс намагничивания, сходство естественных магнитов с искусственными.

Вторая часть послания посвящена некоторым техническим применениям магнитов. Изобра

жена конструкция астролябии с магнитной стрелкой — весьма оригинальная идея, а также новый вид компаса. Но всего любопытнее концовка, где Странник дает описание необычной модели... вечного двигателя. Разумеется, с использованием магнитных сил...

Неизвестно, дошло ли послание до адресата и как оно стало достоянием читателей. В конце XIII века его процитировал Роджер Бэкон, заявив, что в юности он обучался у некоего магистра Петруса, который занимался магнетизмом.

Некоторые исследователи считают, что Перегринус — псевдоним самого Бэкона. Трактат о магнетизме он написал в молодости и, опасаясь преследования, скрылся под этим именем. Итак, существовал ли на самом деле разоренный рыцарь Пьер де Марикур? Или он — выдумка монаха-францисканца Роджера Бэкона? Как, впрочем, и таинственный получатель послания — Сигер де Фукокур? Не исключено, что вопросы останутся без ответа...

Подготовил М. Филонов г.Б р я н с к

Бывает же такое! Половая теория электричества

На заре учения об электричестве были обнаружены два вида зарядов. Одни получались от натирания янтаря, другие — стекла. Их вначале прямо и называли: «смоляное» и «стеклянное» электричество. Затем появились термины — «положительное» и «отрицательное», дошедшие до наших дней. Гораздо менее известно, что в конце XVIII века имели хождение и такие — «мужское» и «женское». Еще бы: ведь тела, заряженные разноименным электричеством, притягивались, а одноименным — отталкивались. К тому же при соприкосновении первые бурно разряжались.

Как ни странно, но именно эта половая теория нашла тог да практическое применение. Считалось, что ток, пропущенный через человека, протекает только через способных к деторождению людей; неспособные же ведут себя как изолятор. А потому в судах и консисториях Франции электрические машины и лейденские банки стали непременным атрибутом бракоразводного процесса. История не сохранила статистику этих процессов, но, видимо, такой способ «браковки» людей вызывал кое у кого сомнения. Наконец, в 1781 году герцог д Артуа решил проверить теорию. Он поставил в цепь взявшихся за руки людей группу кастратов. И что же? При разрядке лейденской банки ток сотрясал их так же больно, как и нормальных. «Оным открылась ложность сего наблюдения, а по сему же случаю и электрические машины лишились прежней чести присутствовать под названием нужных к разрешению спорных дел инструментов»,— подведен итог в учебнике физики того времени.

Сейчас кажется удивительным, что до герцога никто не додумался, в сущности, до элементарного опыта, но jto было отнюдь не случайно — в нем, несомненно, обнаруживался талант ученого. В 1824 году Д'Артуа, внук Людовика XV. стал королем Франции под именем Карла X. Увы, спустя 6 лет его, последнего из французских Бурбонов, свергли в результате Июльской революции, и он умер в эмиграции. Возможно, если бы герцог не позарился на престол и продолжил заниматься наукой, от этого выиграла бы не только его страна, но и все человечество.

Б.Хасапов, инженер г. Новороссийск

61