Техника - молодёжи 1993-11, страница 5

Техника - молодёжи 1993-11, страница 5

Старатели

образом сглаживали противоречия. Их может быть много, в зависимости от критериев оптимизации.

Я же поставил задачу: найти единственное решение, в котором все характеристики достигают своих теоретических пределов одновременно. Вроде бы нереально? Ведь навыдумывать можно что угодно, но на любом заводе вам скажут — бред! иди, парень, куда подальше... Изобретатель практически всегда вынужден подстраиваться под изготовителя.

С другой стороны, есть же примеры предельных решений, допустим, круг или шар. Фигуры столь совершенной формы имеют минимум устойчивости, напряженности, сопротивления качению, износа. В шаре при минимальном объеме — максимальная масса, а у круга при фиксированном периметре — максимальная площадь. Может, просто никто не заметил, что здесь особый вид решений?

Он стал тренировать себя на «предельность». Это превратилось почти в страсть. И мир техники начал преображаться.

— Я вдруг увидел вокруг множество неразумных решений, — рассказывает Бугаец.— Как их исправить? Вначале казалось: стоит начать их перебирать — и сразу утону в большом количестве вариантов. Ведь как только один из параметров ухудшается, его надо отбросить. Но случилось удивительное: заниматься перебором фактически не пришлось, ибо слишком часто и слишком очевидно было нарушение принципа предельности. Трудно поверить: шел, что называется, напрямую. Конечно, нередко упирался в стену. Вроде бы нет предельного и пора сворачивать. Здесь главное — верить: оно есть! И обязательно находится.

Где же применен метод? С его помощью разработана групповая технология монтажа полупроводниковых плат без использования очень дорогой и сложной фотолитографии. Надежность изделия повышается в несколько раз. Создан усилитель звука, потребляющий минимум энергии и по качеству превосходящий лучшие мировые образцы. Еще новинка — система зажигания автомобильного двигателя, позволяющая повысить его мощность на 40%, в несколько раз снизить выбросы углекислого газа, намного увеличить ресурс свечей. Она уже реализуется совместно с московским предприятием АТЭ-2.

Фантастика? Неужели вот так сразу удается создать «предельное» изделие? Конечно, нет. В разработке появляется обычно два-три «белых пятна». Но это не тупики, а рождение новых задач. Просто никто не задумывался об их существовании. Например, для традиционного двигателя многие годы придумывают добавки, снижающие дето

нацию бензина. В конструкции же Бу-гайца требование противоположное: нужны добавки, ее повышающие. Возникла необходимость — появилось новое направление поиска. И сейчас специалисты взялись за решение этой проблемы.

* * *

Находка его буквально захватила. Свой метод он стал применять не только в технике. По-новому взглянул на историю, экономику, образование. И конечно, было бы удивительно, если бы Бугаец не «полез» в человека. Поставил цель — достичь предела в его интеллектуальном развитии.

Наши несовершенства просто удручали. Почему мозг, с его колоссальными возможностями, используется лишь на несколько процентов? Как подключить миллиарды дремлющих клеток? Почему лишь один подмечает то, что ускользает от внимания сотен миллионов?

Постепенно сформулировался главный вопрос: если личность— это Тело, Разум и Дух, что именно в ней совершает акт творения? Явно не Тело. Тогда Разум? Рациональное логическое мышление? Но подлинно революционные идеи, открытия всегда алогичны. Они взрывают общепринятое. И только потом увязываются с предыдущими знаниями и становятся ясны даже школьникам. Так, может, Дух? Духовность? Но что это такое? Говорят — способность сострадать. Недаром музу поэтов вдохновляло несчастье, а, кажется, Шиллер заметил, что лучшие песни рождаются в тюрьме. Может, так. А что вдохновляет на научные открытия и философские учения? В старину мудрецы, чтобы постичь истину, удалялись подальше от людей, жили в пещерах, обходились хлебом да водой, носили рубище, и на них нисходило озарение.

Есть множество историй о том, как ученый, измучившись над какой-то проблемой, проведя несколько бессонных ночей, наконец засыпал и ему снилась разгадка. Классический пример — Менделеев, увидевший во сне свою периодическую таблицу.

Так, может, она существует — «энергия страдания»? Накопившись, она как бы «прожигает» стену, преграду, подключая ту часть мозга, которая не используется. И именно там Разум находит разгадку!

В итоге родилась гипотеза: акт творения обязан эмоциям, чувствам. Они поднимают энергетику человека до высочайшего уровня, где и открываются новые знания. Проверить ее Бугаец решил на себе.

— Оказалось, мои чувства притуплены, каналы, проводящие их, словно зашлакованы. Потребовалась очистка. Я заново учился ощущать вкус воды, хлеба, дуновение ветра, запах травы. Пытался стать листком, деревом, рекой,

молекулой и даже, не смейтесь, колен-валом. И как-то само собой произошло — я увидел людей. Почувствовал их боль. Мне стало плохо. Но мозг раскрылся. И это, в сочетании с методом предельных решений, дало ожидаемый прорыв. Природа доверила мне ключ, открывающий любой замок.

Иному все это покажется кощунством. Выходит, надо выдать идею, решить проблему — посети дом престарелых или больницу? Разве это не какая-то дьявольская насмешка над человеком, прев^ ающая его в своеобразного вампира, питающегося для создания своих гениальных творений страданиями людей? Или робота, который, отработав смену «в страданиях», отключается от них, «чехлит» нервы и спокойно возвращается в уютную жизнь?

А не странно ли другое? Человек уверен, что нашел способ решить любую задачу. Ну так изобретай, делай открытия. Не внедряют здесь — пустяки, продавай патенты на Запад. Зарабатывай деньги и живи сыто и вольготно. А доставшийся тебе ключ спрячь. Это ведь и «ноу-хау», и коммерческая тайна. Наш же герой делает все наоборот, стремится раструбить всюду о своей находке. Зачем?

— Если метод предельных решений открыл мне несовершенство техники, «железа», то теперь я увидел несовершенство мира. Ощутил его почти физически,— говорит Бугаец.— Знаю, как изменить его и сделать людей счастливыми. Потому что нашел формулу счастья, а также решение «предельного» государства, то есть каким оно должно быть, каковы его главные функции. Но кто меня послушает? Значит, необходим авторитет, имя. А для этого создать нечто, чтобы поразить людей. Вот и взялся за двигатель. Трачу массу времени и сил на его внедрение, хотя, признаться, несколько охладел к технике.

Подобное случалось. И не раз. Немало известных ученых были убеждены, что их метод научного познания универсален. И подходили с ним к законам построения человеческого общества. В итоге получались стройные, красивые утопии, где всюду добро и все счастливы. Последняя утопия — коммунизм. Хорошо, если они остаются на бумаге, страшней, когда кто-то рьяно берется за их реализацию.

Потому что счастье — изделие не серийное. Его нельзя выдать всем. Да и нельзя сделать человека счастливее, чем он ощущает это внутри себя. Такую работу за него не выполнит никто. Даже гений.

А вообще-то здорово, что у Бугайца такая сверхзадача есть. Это стимул творить. Без нее скорей всего появился бы еще один миллионер. С ней же, вполне вероятно, получится изобретатель нового автомобиля. Или других диковинок, которые еще поразят мир.

3